Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 мая 2022 г.
  4. № 18 (6832) (04.05.2022)
Литература Колумнисты

Опасная профессия

04 мая 2022

Среди гражданских профессий на первом месте по степени риска находятся шахтёры, на втором – журналисты.

Речь не только о корреспондентах в горячих точках и ведущих криминальных расследований. Опасности подвергаются и сотрудники прессы, пишущие на мирные темы. Испытано на себе.

Однажды я была в глубинке Рязанской области на открытии музея (обойдусь без конкретики). Звучали поздравительные помпезные речи. А после, за чаем, местная интеллигенция призналась в горьких реалиях жизни села – отсутствие работы и с ней доходов, скудный быт большинства: вон в семье, где семеро детей, они ходят в школу по очереди – одежды не хватает. На этом фоне внедрение культурного объекта выглядело как чудо. И как лучик надежды на будущее.

Так я и написала. Спустя какое-то время я могла снова поехать туда в командировку, но Господь отвёл. Рассказали, что у музея собралась толпа, приведённая матерью семерых детей. Бить меня. За то, что опозорила (фамилию я не называла, но там была одна такая семья). Интересно, что покарать решили журналиста, а не директора школы, поведавшего про этих детей.

Было ещё много случаев, когда написанное мною резко «не нравилось» фигурантам материалов. Далеко не всегда «фе» выражали маргиналы. Чаще – деятели культуры. То режиссёр одного театра буквально пальцем указывал, что сказать про его спектакль, а что убрать. То пресс-служба другого театра попеняла – мол, не перечислили всех 25 артистов новой грандиозной постановки. То о местечковом литературном объединении рассказано недостаточно почтительно. То локальных «классиков» не похвалила.

Вишенка на торте: люди, считающие возможным диктовать, что и как писать про них, любимых, с лёгкостью примыкали к разговорам об имманентной продажности журналистов и о том, что пресса публикует лишь то, что кому-то выгодно! «Крестик либо трусы»? – не, не слышали.

Когда я начала заниматься критикой, мне казалось: провинциальных гениев мучают комплексы неполноценности и прочие, потому они и требуют от СМИ себя воспевать. Но авторы мейнстрима ведь мудрее!.. тоньше!.. привычнее к критике!.. и вообще выше этого!..

Как в анекдоте: надо же так ошибиться. Это мне продемонстрировал случай с автором военных рассказов. Он настоял на том, что рецензию ему надо показать, прежде чем отдавать в печать. Когда писатель мне её вернул, чёрного текста не было видно из-под красного. Ниже красным же стояло, что я ничего не понимаю в армейской жизни и в литературе, потому что я женщина, и должна переделать отзыв. Я отчётливо услышала в воздухе щелчок взводимого курка… С тех пор и не пишу рецензий на армейскую прозу.

Если человек называет себя писателем, независимо от места в литпроцессе, – у него повышенное самомнение, нуждающееся в постоянной подпитке. Её ждут от аудитории – читателей, подписчиков в блогах, «отзовиков» на книготорговых сайтах и критиков. Попенять критику за «не ту, что надо» рецензию – обычное дело. Иногда грубое. Единицам потом приходит мысль об извинениях. Извиняются примерно так: «Ты должна понимать, что у нас, писателей, тяжёлый характер…»

…А почему тяжёлый характер – свойство только писательской натуры?.. У критиков он тоже не сахар. И работа вредная. А молоко за неё не дают. Так, может быть, вспомним, что в благословенную советскую пору писали в общественном транспорте? «Водитель и пассажиры, будьте взаимно вежливы!» В одном ведь «трамвае» едем… 

Тэги: Елена Сафронова
Обсудить в группе Telegram

Елена Сафронова

Прозаик, литературный критик-публицист. Постоян... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Установка на худшее

    06.07.2022
  • Добросовестный дневник

    18.05.2022
  • Ответственность за чертой

    09.02.2022
  • Преломление гедониста

    12.01.2022
  • Бессилие музыки

    08.12.2021
  • Критика – как партия в шахматы

    24 голосов
  • Смена поколений и репутаций

    21 голосов
  • Замок отечественной беллетристики

    17 голосов
  • Многоликий катарсис

    17 голосов
  • Отказ от предвзятой оценки

    17 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS