Казалось, меня уже ничем не удивишь в плане перекройки и перестройки школьной программы, но отмена в этом году предмета МХК (мировой художественной культуры), мягко говоря, огорчила.
Ответ на вопрос, почему жертвою пал именно этот предмет, одновременно простой и пространный. Что главное для современной школы? Правильно – рейтинг! А рейтинг складывается из числа стобалльников (учеников, получивших 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку и математике).
Чтобы «выковать» больше стобалльников, нужны дополнительные часы. Откуда их взять в и так по швам трещащей сетке предметов? Как говорит кот Матроскин: «Чтобы что-нибудь купить, нужно что-нибудь продать…» Так что же «продать»?
Ну не физику же с химией: всё-таки вещи полезные. Вот и Базаров заявлял, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», а «Рафаэль гроша медного не стоит». Но ведь уже в романе, написанном 150 лет назад, мы увидели несостоятельность теории его главного героя.
Что ж опять наступать на те же грабли? Но мы упорно наступаем: отменили мировую культуру. Какой от неё прок? Очевидно, наши чиновники от просвещения хотят, чтобы современные молодые россияне, попадая за границу, спешили не в музеи и концертные залы, а в супермаркеты и рестораны.
МХК – это предмет об искусстве: (о том, как и почему оно зародилось и как развивалось в разных регионах и в разное время). А ведь хорошо известно, что ничто так не сближает людей, как искусство (к сожалению, у политики, да и религии это получается гораздо хуже). Выставки, концерты, кинофестивали, книжные ярмарки – всё это соединяет людей разных стран, а не это ли самое важное в дни, когда враждуют даже братские народы?
Повторю общеизвестное: искусство делает человека внутренне богатым, думающим, чувствующим и со-чувствующим. Наши дети и так слишком рациональны: в сочинении на тему «Красота или польза?» по «Вишнёвому саду» 100% (!) десятиклассников выбирают «пользу», то есть Лопахина с его топором. А ведь красота – тоже польза. Как говорит фонарщик у Экзюпери: «Это по-настоящему полезно, потому что красиво».
И уж совсем хрестоматийный пример. Как в рассказе Г. Успенского человек, увидевший в Лувре Венеру Милосскую, буквально переродился, «выпрямился», почувствовал «неизбежность самого, так сказать, безукоризненного поведения», ибо иное поведение влекло за собой потерю «счастия ощущать себя человеком, которое мне стало знакомо» с того самого дня в Лувре.
Лишая ребёнка разговора об искусстве, мы обкрадываем его, делаем проще и площе. И, извините за пафос, уж совсем не способствуем сближению народов.
Жизнь такова, какова она есть, и больше не какова. И тем не менее, по моему глубокому убеждению, сидеть сложа руки нельзя. Я работаю в школе. Правда, в частной – это немного другое. Так вот, я убедила директора «спустить» МХК в средние классы (5 е, 6 е и 7 е), чтобы она, во-первых, не мешала пресловутой погоне за рейтингом, а во-вторых, совпала с курсом истории. И получилось, надо сказать, очень стройно: в 5 м классе по истории – Древний мир, и на МХК – пирамиды Хеопса, Акрополь, Пантеон; в 6 м классе по истории – Средневековье и Возрождение, и на МХК – готика и романтика, Рафаэль и Леонардо. И так далее. МХК не только никому и ничему не мешает, но работает в тандеме с историей, чего раньше не было.
А ещё я договорилась с директором библиотеки № 127 – Галиной Владимировной Фроловой – читать курс лекций по МХК для детей нашего района, которые ведь не все учатся в частных школах.
Конечно, эти мои потуги проблемы не решают. Но… «Нас ждут великие дела!» – был любимый слоган моих друзей.
А вот теперь «малые» дела не кажутся мне мелочами.
Они, конечно, не «великие», но «полезные» – в том смысле, в каком употреблял это слово фонарщик Экзюпери.