Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 марта 2021 г.
Телеведение

Опять в Голливуде

«Манк» с оглядкой на «Гражданина Кейна»

31 марта 2021

О том, что калифорнийская фабрика грёз любит смотреть на себя через объектив кинокамеры, свидетельствует не один десяток фильмов, многие из которых поставлены всемирно известными режиссёрами: Билли Уайлдером, Дэвидом Линчем, братьями Коэн, Вуди Алленом, Дэвидом Кроненбергом, Тимом Бёртоном, Робертом Олтменом, Брайаном Де Пальма и, конечно, Квентином нашим Тарантино, а героями этих лент не раз становились кинодраматурги («Адаптация», «Бартон Финк», «Трамбо»).

Не избежал соблазна показать на экране голливудский мир и Дэвид Финчер, выпустивший стилизованную под чёрно-белые фильмы 30-х годов прошлого века картину о Германе Манкевиче, прозванном Манком, сценаристе «Гражданина Кейна», признанного одним из величайших фильмов в истории кино. При этом у Финчера был личный мотив – сценарий «Манка» написал умерший в 2003 году отец режиссёра Джек Финчер. На главную роль постановщик пригласил Гари Олдмана, хотя во время действия (конец 30-х годов прошлого века) главному герою было на двадцать лет меньше, чем актёру. Тем не менее выбор оправдался: мастерство актёра заставляет забыть о возрастной разнице.

Олдман играет немолодого человека, сильно пьющего и уставшего от жизни, однако наделённого совестью, независимым умом и острым языком: рискованные шуточки срываются с него быстрее, чем их перехватывает рассудок. «Меня удивляет, что такой легендарный грязекопатель видит будущее Голливуда в розовом свете», – бросает он всесильному газетному магнату Уильяму Херсту. «Почему после его редактуры все персонажи начинают говорить как страдающие запором оксфордские доны (профессора. – В.М.)?!» – это уже в адрес студийного редактора-зануды Хаусмана. «Если меня отправят на электрический стул, я бы хотел, чтобы он сидел у меня на коленях», – про главу студии «Метро-Голдвин-Майер» Луиса Майера, довольно неприятного господина в весьма выразительном исполнении Арлисса Ховарда. «Ты получаешь вдвое меньше меня, но у тебя и ума вдвое меньше, чем у твоего старшего брата», – будущему классику Джозефу. И просто так, между прочим: «Я не хочу работать с половиной продюсеров студии, а другая половина не хочет работать со мной».

Сценарий «Манка», естественно, построен с оглядкой на сценарий «Кейна», о котором герой фильма сказал, что «за полтора часа нельзя показать всю жизнь человека, но можно оставить о ней впечатление» и что кинонарратив – «большой круг вроде плюшки с корицей, а не прямая линия, указывающая на ближайший выход». Соответственно, фильм то и дело прыгает из «настоящего» времени, в котором Манкевич диктует сценарий своей секретарке, в недалёкое прошлое, где он знакомится с Херстом и его любовницей Мэрион, с Майером и его правой рукой, молодым гением Ирвингом Тальбергом, а также с ещё более молодым Орсоном Уэллсом. Словом, «Манк» даёт панораму жизни высшего голливудского общества, раздираемого нешуточными политическими страстями: в середине 30-х в Калифорнии шла борьба за пост губернатора штата между известным писателем-социалистом Эптоном Синклером и республиканцем Фрэнком Мерриамом, на сторону которого встали Херст вместе с руководством МГМ, завалившим зрителей фейковыми пропагандистскими роликами, где актёры, изображая обычных американцев, призывали голосовать за Мерриама и пугали последствиями избрания Синклера с его якобы коммунистическими взглядами. Что дало Манку, симпатизировавшему писателю, повод иронически подчеркнуть разницу между социалистами и коммунистами: «Эти хотят уравнять людей в богатстве, а те – в бедности».

Вторая линия фильма связана с тем, что Манкевич во многом писал своего гражданина Кейна с натуры, то есть с Херста, и это беспокоило Майера с Тальбергом, опасавшихся испортить отношения с политическим партнёром, но тот проявил великодушие и дал неуступчивому сценаристу закончить работу согласно его принципам. Наиболее же спорной выглядит третья, сочиняя которую старший Финчер явно опирался на монументальное эссе влиятельной кинообозревательницы «Нью-Йоркера» Полины Кейл «Воспитание Кейна» (1971). Неуёмная Полина старалась доказать, что Уэллс не внёс в сценарий Манкевича ничего своего, но предлагал тому за 10 тысяч долларов снять своё имя с титров фильма (чего Герман, как известно, не сделал). При этом она сама воспользовалась материалами киноведа Говарда Сабера, не сославшись на них, и не удосужилась поговорить с Уэллсом, который мог бы сообщить ей массу интересного. К сожалению, в «Манке» нет заскоков ни в то будущее, в котором Полина пишет свой скандальный опус, ни в то, в котором Джек Финчер, поглядывая в её произведение, описывает попытку режиссёра присвоить труд сценариста. А могла бы получиться вторая серия «Манка», не менее увлекательная, чем та, о которой написал автор этого отзыва.

Виктор Матизен


Тэги: Виктор Матизен Дэвид Финчер Манк
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бегущие в никуда

    03.08.2022
  • Любовная драма на фоне Кавказской войны

    01.06.2022
  • По неписаному шаблону

    18.05.2022
  • Упыри без скуки

    06.04.2022
  • Души в пустыне

    09.03.2022
  • Иностранец в России,

    74 голосов
  • Страсти по Зулейхе

    72 голосов
  • Две Зои из двух эпох

    69 голосов
  • Фантомные боли

    53 голосов
  • Синдром «ДАУ»

    45 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS