Алексей Вульфов
В Москве прошла серия концертов музыки Георгия Свиридова (организатор – ООО «Панчер»), каждый из которых содержал в себе мировую премьеру. Это замечательно, но самое главное, что в принципе концерты эти состоялись и неповторимая аура свиридовской музыки вновь посетила филармоническое пространство столицы. С овациями, морем цветов, искренним выражением слушательской любви, как обычно на свиридовских концертах. Вновь Свиридов звучал – это очень важно, особенно в наше время.
В Концертном зале «Зарядье» прозвучала мировая премьера хора «Благослови, душе моя, Господа» из «Песнопений и молитв» в исполнении Академического большого хора «Мастера хорового пения» радио «Орфей» под управлением Льва Конторовича.
Конторович – выдающийся музыкант наших дней. Хор – в восхитительном, в высшем смысле достойном состоянии: по интонации, хоровой дисциплине, бережному отношению к звуку. Отличные солисты и солистки (причём «труба» в «Зорю бьют» прозвучала замечательно на самой сцене, а не за сценой, как обычно исполняется). Во всём лад и стройность. Дирижирует без «манер»: всё в пении. Оказываешься словно в каких-то благословенных восьмидесятых хоровых годах. Превосходная выверенная работа с глубоким пониманием музыки, неспешно, без форсирования и внешнего пыла. В целом несомненно получилось знаковое филармоническое событие (а любой хороший концерт должен быть событием, источником воспоминаний).
Хор «Благослови...» – премьера этой вещи исключительно важна уже самим своим фактом. В наше-то время! Чудо просто!
В этом же концерте звучала Пассакалия памяти Свиридова композитора Андрея Микиты. Музыка показалась замечательной тем, что трогательный финал её – чудесно найденная в оркестре коробочка на чистой прозрачной звучности: это такая действительно светлая получилась память, с улыбкой грусти, без надрыва. Композитор передал именно дух Свиридова, немеркнущую любовь к нему и память. Восторженные аплодисменты зала были заслуженными. Надо отметить восхитительное управление Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского дирижёра Арсентия Ткаченко – весь охвачен музыкой, сама яркость и точность.
Что касается прозвучавшей в концерте знаменитой «Отчалившей Руси» на слова Сергея Есенина под оркестр в глубоком пережитом исполнении солиста Александра Суханова, то хотя с некоторыми моментами инструментовки не вполне согласился бы (малый барабан, вообще много ударных, под конец теряешь вкус их звучности), но всё равно это, конечно, монументально; мечта Свиридова так или иначе сбылась – вот что главное, и спасибо за это Илье Кононову, соткавшему партитуру. Опять услышав эту вещь, я поразился до слёз тому, какая это неслыханная музыка. Это планета какая-то! При крайней лаконичности сколько там чисто музыкального содержания!
В зале имени П.И.Чайковского в исполнении оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета прозвучала в ознаменование 35‑летия этого замечательного коллектива «Симфония для струнных» Свиридова. Это раннее его сочинение, написано оно было ещё во время учёбы в Ленинградской консерватории, в 1940 году, под руководством учителя – Дмитрия Шостаковича. «Было бы несколько преждевременно заявлять, что Свиридов нашёл свой музыкальный язык. Однако оригинальность и свежесть его мелодий, его гармоний и полифонической культуры вне сомнения», – лучше, чем сказал о музыке симфонии учитель её автора, не скажешь.
Восстановление партитуры стало возможным благодаря уникальной работе петербургского пианиста и композитора Ивана Александрова, буквально из осколков мастерски собравшего четырёхчастное целое: «71 лист первоначально представлял собой ворох разрозненных эскизов фрагментов симфонии с указанием инструментовки», – рассказывает он.
Наконец, в зале «Зарядье» состоялась ещё одна мировая премьера – прозвучала оратория «Семь песен о России» для смешанного хора на слова Александра Блока в исполнении хора имени А.В. Свешникова (главный дирижёр – Екатерина Антоненко) и Московского симфонического оркестра под управлением Ивана Рудина, солисты – Полина Шамаева и Даниил Акимов. Оркестровку выполнил композитор Алексей Сюмак по авторским замыслам.
От оценки исполнительской трактовки (чтение – народный артист России Сергей Шакуров) прозвучавшей в этом же концерте легендарной «Метели» воздержусь, позволю себе только поделиться крайним восторгом от текста Пушкина и, разумеется, от всенародно любимой музыки. Таким же восторгом отозвалась на концерт и публика.
Свиридов, невзирая ни на что, несёт «как сноп овсяный солнце на руках». Был и будет нужен людям.