Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 декабря 2025 г.
  4. № 48 (7012) (03.12.2025)
Культура

Оригинальность и свежесть мелодий

Мировые премьеры произведений Г. Свиридова

04 декабря 2025
На концерте в зале «Зарядье» / Пресс-служба Концертного зала «Зарядье»

Алексей Вульфов

В Москве прошла серия концертов музыки Георгия Свиридова (организатор – ООО «Панчер»), каждый из которых содержал в себе мировую премьеру. Это замечательно, но самое главное, что в принципе концерты эти состоялись и неповторимая аура свиридовской музыки вновь посетила филармоническое пространство столицы. С овациями, морем цветов, искренним выражением слушательской любви, как обычно на свиридовских концертах. Вновь Свиридов звучал – это очень важно, особенно в наше время.

В Концертном зале «Зарядье» прозвучала мировая премьера хора «Благослови, душе моя, Господа» из «Песнопений и молитв» в исполнении Академического большого хора «Мастера хорового пения» радио «Орфей» под управлением Льва Конторовича.

Конторович – выдающийся музыкант наших дней. Хор – в восхитительном, в высшем смысле достойном состоянии: по интонации, хоровой дисциплине, бережному отношению к звуку. Отличные солисты и солистки (причём «труба» в «Зорю бьют» прозвучала замечательно на самой сцене, а не за сценой, как обычно исполняется). Во всём лад и стройность. Дирижирует без «манер»: всё в пении. Оказываешься словно в каких-то благословенных восьмидесятых хоровых годах. Превосходная выверенная работа с глубоким пониманием музыки, неспешно, без форсирования и внешнего пыла. В целом несомненно получилось знаковое филармоническое событие (а любой хороший концерт должен быть событием, источником воспоминаний).

Хор «Благослови...» – премьера этой вещи исключительно важна уже самим своим фактом. В наше-то время! Чудо просто!

В этом же концерте звучала Пассакалия памяти Свиридова композитора Андрея Микиты. Музыка показалась замечательной тем, что трогательный финал её – чудесно найденная в оркестре коробочка на чистой прозрачной звучности: это такая действительно светлая получилась память, с улыбкой грусти, без надрыва. Композитор передал именно дух Свиридова, немеркнущую любовь к нему и память. Восторженные аплодисменты зала были заслуженными. Надо отметить восхитительное управление Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского дирижёра Арсентия Ткаченко – весь охвачен музыкой, сама яркость и точность.

Что касается прозвучавшей в концерте знаменитой «Отчалившей Руси» на слова Сергея Есенина под оркестр в глубоком пережитом исполнении солиста Александра Суханова, то хотя с некоторыми моментами инструментовки не вполне согласился бы (малый барабан, вообще много ударных, под конец теряешь вкус их звучности), но всё равно это, конечно, монументально; мечта Свиридова так или иначе сбылась – вот что главное, и спасибо за это Илье Кононову, соткавшему партитуру. Опять услышав эту вещь, я поразился до слёз тому, какая это  неслыханная  музыка. Это планета какая-то! При крайней лаконичности сколько там чисто музыкального содержания!

В зале имени П.И.Чайковского в исполнении оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета прозвучала в ознаменование 35‑летия этого замечательного коллектива «Симфония для струнных» Свиридова. Это раннее его сочинение, написано оно было ещё во время учёбы в Ленинградской консерватории, в 1940 году, под руководством учителя – Дмитрия Шостаковича. «Было бы несколько преждевременно заявлять, что Свиридов нашёл свой музыкальный язык. Однако оригинальность и свежесть его мелодий, его гармоний и полифонической культуры вне сомнения», – лучше, чем сказал о музыке симфонии учитель её автора, не скажешь.

Восстановление партитуры стало возможным благодаря уникальной работе петербургского пианиста и композитора Ивана Александрова, буквально из осколков мастерски собравшего четырёхчастное целое: «71 лист первоначально представлял собой ворох разрозненных эскизов фрагментов симфонии с указанием инструментовки», – рассказывает он. 

Наконец, в зале «Зарядье» состоялась ещё одна мировая премьера – прозвучала оратория «Семь песен о России» для смешанного хора на слова Александра Блока в исполнении хора имени А.В. Свешникова (главный дирижёр – Екатерина Антоненко) и Московского симфонического оркестра под управлением Ивана Рудина, солисты – Полина Шамаева и Даниил Акимов. Оркестровку выполнил композитор Алексей Сюмак по авторским замыслам.

От оценки исполнительской трактовки (чтение – народный артист России Сергей Шакуров) прозвучавшей в этом же концерте легендарной «Метели» воздержусь, позволю себе только поделиться крайним восторгом от текста Пушкина и, разумеется, от всенародно любимой музыки. Таким же восторгом отозвалась на концерт и публика.

Свиридов, невзирая ни на что, несёт «как сноп овсяный солнце на руках». Был и будет нужен людям.


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Музыка воспитывает ум и душу»

    03.12.2025
  • Триста дней после приказа

    30.11.2025
  • Чудеса – это пара восторженных глаз

    26.11.2025
  • Приключения продолжаются

    25.11.2025
  • В её имени слышится плеск аплодисментов

    20.11.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Премьера Телевидение Интервью Событие Сериал Театральная площадь ЛГ рейтинг Очевидец Эпоха и лица Поэзия Чечни Большая книга Поэзия Дагестана Пригласительный билет
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS