Ирина Медведева, Татьяна Шишова
Убийства, грабежи, теракты, поножовщина, поджоги, воровство, коррупция… Обычный набор современных новостных порталов. А вот о достижениях редко и с долей недоверия, мол, неужели это сделали у нас? Хотя успехи есть, их немало, ими можно гордиться и испытывать благодарность к тем, кто это создал и продолжает создавать.
«Жил-был тролль, злющий-презлющий, попросту говоря, дьявол. Как-то раз он... смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, всё же плохое и безобразное, напротив, выступало ещё ярче, казалось ещё хуже. Прелестнейшие лужайки выглядели в нём варёным шпинатом, а лучшие из людей – уродами...»
Так начинается сказка Андерсена «Снежная королева». Тролли бегали с кривым зеркалом повсюду, и «скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нём в искажённом виде». Злыдням и этого показалось мало! Они решили донести зеркало до неба, чтобы поиздеваться над ангелами и над Самим Творцом. Но зеркало выпало у них из рук и разбилось вдребезги. Мельчайшие осколки разлетелись по белу свету, «попадали, случалось, людям в глаза и так там и оставались. Человек с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны».
Если посмотреть под этим углом зрения на современное общество, то нетрудно убедиться, что осколки злого зеркала распространились не только в пространстве, но и во времени. Превалирующая тенденция сейчас – это «замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны». Ну, про телевизор, который обрушивает на людей горы плохих новостей, давно известно. Поэтому многие его уже не смотрят и переключились на интернет. Однако теперь всё чаще слышишь, что и по интернету люди не хотят узнавать новости, потому что, как сказал один наш знакомый, «каждый раз получаешь микроинфаркт».
Охлаждение к интернет-новостям вполне понятно. Больше всего сейчас волнует наших людей происходящее на фронтах. Народ ждёт Победы, которой пока нет. Но маленькие-то победы совершаются постоянно! Казалось бы, именно о них надо говорить много, подробно, вдохновляюще. Но об этом сообщается мало и сухо. Несравненно чаще и эмоциональнее блогеры рассказывают о потерях, взрывах, ошибочных, по их мнению, военных действиях. В общем, о том, что повергает общество в уныние, вызывает недовольство властью и потребность отгородиться от происходящего – именно тогда, когда необходимы сплочённость и бодрый дух.
А в среде патриотических активистов весьма популярен хоровой «плач Ярославны». Дескать, всё ужасно, полный развал, Россия – колония Запада, ситуация катастрофическая. Даже сообщая позитивную новость, нередко добавляют пресловутую ложку дёгтя. Не будем тратить время на примеры (их множество!), приведём всего один. В Госдуме предложили заблокировать онлайн-игры с элементами казино и внутренними валютами. Казалось бы, хорошее начинание. Но журналист, достаточно известный, с большим количеством подписчиков и с репутацией патриота, тут же напоминает, что в начале 2023 года закон похожего содержания был принят «вражеским Европарламентом»: «Действительно, зачем думать головой и что-то прорабатывать, если можно просто списать у соседа?» Таким образом хорошая новость не просто нивелируется. Она в итоге замазывается чёрной краской.
Аудитория у таких патриотических журналистов достаточно большая, и они, естественно, влияют на настроения своих многочисленных читателей. А те распространяют подобные настроения дальше.
Но, может, хотя бы в бытовом и межличностном плане можно наблюдать другую картину? Увы, и здесь тон задают жертвы «осколочных ранений». Поговоришь с родителями – много нелицеприятного услышишь об учителях: подход к ребёнку не нашли, предвзято относятся, преподают скучно, сами пишут с ошибками, а ещё чего-то требуют от детей... Учителя тоже не остаются в долгу. У них во всём виноваты родители и чиновники от образования, которым подавай отчёты по любому поводу, поэтому писанины столько, что некогда проверять тетрадки. Дети же часто недовольны и учителями, и родителями. Подростки тем более. Да и взрослые от них недалеко ушли, ведь сейчас модно списывать всё на плохую мать, которая слишком опекала, была авторитарна или, наоборот, слишком много разрешала, а значит, проявляла равнодушие. Короче, в любом случае нанесла в детстве психологические травмы. Поэтому лучше хотя бы теперь держаться от такой матери подальше. За что её благодарить? За то, что кормила-поила, дала образование? Так это её долг! А дети ничего родителям не должны. Они не просили их рожать.
Осколки злого зеркала из «Снежной королевы» ожесточили сердца людей и по отношению к другим народам. Межнациональные отношения и без того тема очень деликатная, а тут её ещё планомерно накаляют. С одной стороны, участились преступления, которые совершают выходцы из Средней Азии. Причём совершают демонстративно, что наводит на мысль о заказном характере преступлений. А с другой стороны, возмущение блогеров и журналистов нередко распространяется на народы в целом. И, таким образом, в ответ на русофобию, которую энергично закачивают в страны СНГ Сорос и К°, у нас под лозунгами защиты русского народа пытаются заразить людей узбекофобией, таджикофобией и т.п. Интересно, в каких «мозговых центрах» сфабрикованы издевательские словечки «дружбонародность» и «многонационалочка», которые внедряются в обиход и цинично пародируют идею многонационального государства и дружбы народов – всего того, что для России столетиями было непререкаемой ценностью?
И «почему-то», когда власть принимает меры по борьбе с нелегальными мигрантами и ужесточению соответствующих законов, эти правильные шаги не встречают поддержки у радетелей о чистоте нации, а, напротив, порождают дополнительное недовольство: дескать, всё не то и не так.
Первое, что приходит в голову: заказчик один. И в определённой степени так оно и есть. «Борьба нанайских мальчиков» – приём, используемый с незапамятных времён. Но это вовсе не значит, что все «рассерженные патриоты» ангажированы. Нет, у многих такое недовольство – результат инерции мышления. Почти сорок лет в стране главенствовала либерально-глобалистская повестка, и честные думающие люди старались этому противостоять. У многих выработалась привычка относиться к любым действиям власти с подозрением, критически. И теперь, когда повестка (хотя и не во всём) меняется в противоположную сторону, многие продолжают ругать власть по инерции. А некоторые вообще считают, что настоящий интеллигент – всегда оппозиционер, его обязанность – ритуальное оплёвывание власти. Любой. Просто потому, что она власть. А поддержка тех или иных государственных мер, пусть даже правильных, называется ими «охранительством» и «облизыванием».
Мысленно слышим справедливое возражение: «Вы что, вообще против критики? Мы это уже проходили!» На это возражение придётся ответить прописными истинами. Есть критика, а есть критиканство. Критика работает на созидание, указывая на ошибки, которые этому созиданию мешают, но не отвергая происходящее в целом. Критиканство же дискредитирует объект критики в целом, потому что он ненавистен, его хочется уничтожить. А где ненависть (или, скажем помягче, неприятие), там, естественно, нет места любви и благодарности.
Это безлюбое отношение очень ярко проявлено во взглядах на историю. У одних – отрицание всего советского, у других – дореволюционного, у третьих – в целом исторического пути России. Дескать, она всегда и во всём неправильная.
А теперь задумаемся: насколько такое отношение к жизни согласуется с нашими традиционными ценностями, о которых теперь так много говорят? Похоже, никак. «За всё благодарите», – призывал апостол Павел, один из самых главных авторитетов христианской церкви. Хотя обстоятельства его жизни, казалось бы, не располагали к благодарности: голод, скитания, гонения, тюрьмы и в конце мученическая смерть...
Да и все остальные христианские подвижники вторили призыву апостола Павла, осуждая «ропотников». В мусульманской религии благодарность тоже считается одной из важнейших обязанностей мусульманина.
А вот финальные строки одного из самых известных стихотворений Иосифа Бродского. Его уж никак нельзя заподозрить в «охранительстве» и «облизывании». Он перечисляет разные вехи своей жизни, в том числе отнюдь не радостные. Но заканчивает словами:
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
Из него раздаваться будет лишь благодарность.