Издательский центр Российского государственного гуманитарного университета выпускает учебную литературу и научные труды по филологии, истории, экономике и другим отраслям знания. Сегодня у нас в гостях его директор Сергей ИППОЛИТОВ.
– Что заставило университет заняться книгоизданием?
– Издательский центр РГГУ существует уже 15 лет. В один прекрасный момент университет осознал, что, собрав под своей сенью целое соцветие выдающихся учёных, преподавателей, исследователей, он вынужден делиться плодами их изысканий со сторонними издательствами, с превеликим удовольствием расхватывающими рукописи его коллектива. Наверное, это и стало тем побудительным мотивом, в результате которого и возник Издательский центр РГГУ.
– Кто ваши читатели?
– Гуманитарная литература, издаваемая нами, ориентирована в первую очередь на ту, увы, всё истончающуюся ткань общества, которую принято именовать «интеллектуальной элитой». Это люди, которые знают, любят, читают книгу; для которых книга до сих пор является и отрадой, и надеждой. Спектр выпускаемых нами книг разнообразен. Здесь труды по филологии, истории, культурологии, литературоведению; искусствоведческие работы и труды по экономике и праву, публикации исторических источников, широкий спектр учебной литературы по читаемым в университете специальностям.
– Есть ли среди новинок книги, особо достойные внимания?
– Со дня на день мы ждём из типографии подготовленное нами интереснейшее издание «Экслибрисы и штемпели на книгах Научной библиотеки РГГУ». В фонде Научной библиотеки РГГУ насчитывается свыше 600 фрагментов личных библиотек, сформировавшихся во второй половине XVIII–XX вв., владельцами которых были государственные и общественные деятели, учёные, библиофилы, коллекционеры. Именно их экслибрисы и легли в основу издания. Здесь можно встретить имена И.С. Аксакова, В.В. Апраксина, В.И. Барятинского, Г.Г. Гагарина, А.Н. Голицына, Е.В. Львова, Ф.П. Рябушинского, А.С. Суворина.
В рамках многотомного издания «Русская военная эмиграция 20–40-х годов ХХ века. Документы и материалы» мы совместно со Службой внешней разведки, Институтом военной истории Министерства обороны и ФСБ РФ продолжаем публикацию архивных документов, повествующих о видных представителях, военных и политических организациях русской эмиграции первой волны. Ещё один наш бестселлер – сборник статей «Социокультурный феномен шестидесятых». «За флажки. Протестные настроения в Театре на Таганке», «Артековский миф в 60-е годы», «О месте шестидесятников и «оттепели» в истории России» – уже одни заглавия статей возвращают нас в ту, возможно, самую насыщенную культурными событиями эпоху.
Наконец, ещё одна новинка, которая наверняка заинтересует вашу взыскательную читательскую аудиторию, – книга Д.И. Антонова «Смута в культуре средневековой Руси». Какие изменения пришли в культуру в результате Смуты? Какие объяснительные модели распространялись в обществе в Смутное время? Как осмысливались книжниками уникальные события междуцарствия? Ответы на эти вопросы в книге изложены свежо и профессионально.
– Какие тенденции развития литературы и книгоиздания вы могли бы отметить?
– Во-первых, к счастью, как мне кажется, пока не оправдывается прогноз о скорой кончине традиционного «бумажного» книгоиздания, «убиваемого» электронными носителями информации в широком понимании этого словосочетания. Да, в метро всё больше людей держит в руках электронные книги; да, конкуренция медийных ресурсов сильна и агрессивна; да, Интернет полон электронных книг, а права авторов и издателей попираются открыто и беззастенчиво. Но, к счастью, пока живы поколения людей, умеющих получать наслаждение от тактильного ощущения книги в руках, от её запаха и шелеста страниц, от таких тёплых и манящих корешков домашней библиотеки. И есть надежда, что эти поколения «человека читающего» воспитают своих детей в таком же трепетном отношении к книге, которое складывалось в нашей стране не одно столетие подряд. Во-вторых, и здесь я не решусь ставить плюс или минус, эта пресловутая медийность проникает и в традиционное книгоиздание. И вот уже мы видим на полках книжных магазинов роскошно изданные фолианты, наполненные богатыми иллюстрациями, но содержащими минимум аналитической информации. Хорошо это или плохо? Мне не нравится. Но, с другой стороны, может быть, именно такой подход к подаче информации соблазнит современного отрока хотя бы снять книгу с полки. А это уже небольшая победа! Наконец, в-третьих, в последнее время наблюдается тенденция к сужению проблематики научных трудов. Исследования в гуманитарных отраслях знания начинают носить всё более «нишевый» характер, большие системные, фундаментальные труды встречаются всё реже. И это, на мой взгляд, симптом общего состояния науки: узкий специалист начинает цениться выше, чем универсал-энциклопедист. Хорошо это или плохо, покажет время, но лично мне почему-то немного грустно.
– Как вы строите отношения с авторами?
– Авторов мы любим! Рассматриваем и «самотёк», и сами заказываем. В РГГУ в области формирования издательской политики существует коллегиальность принятия решений: редакционно-издательский совет, в который входят ведущие исследователи и преподаватели университета, своим «коллективным разумом» анализирует поступившие рукописи и принимает решение о включении или не включении их в издательский портфель.
– Какие проблемы вас волнуют?
– Проблемы продвижения книг на рынок типичны и, уверен, знакомы всем издателям нашей страны. Здесь и «особый» взгляд на «умную» книгу у товароведов, решающих, «пущать» или «не пущать» гуманитарную книгу на прилавок магазина. Именно товаровед книжного магазина, зачастую человек весьма случайный в этом деле, определяет судьбу книги. И если крупные магазины могут себе позволить выделить определённое количество площадей для научной литературы, то небольшие магазины, особенно в регионах, находящихся на значительном удалении от столиц, относятся к такой книге чуть ли не брезгливо, а их полки в торговом зале забиты продукцией весьма сомнительного свойства. «Да кто будет ваши книги покупать?!» – этот вопрос приходится слышать довольно часто от директоров и товароведов таких магазинов, разбавляющих свой книжный ассортимент жевательной резинкой и китайскими фонариками. К счастью, они ошибаются. Огромное количество заказов на наши книги, приходящих со всех концов страны и из-за рубежа, опровергают такой подход. Здесь начинает играть неоценимую роль Интернет, позволяющий читателю найти и заказать необходимую ему книгу, невзирая на расстояние. И это одна из тенденций современного книжного рынка гуманитарной литературы.
Ещё одна серьёзная проблема – цена. Книготорговцы, особенно крупные сетевые магазины, делают торговую наценку от 80 до 100%. Чтобы книга была куплена, она должна продаваться по разумной цене. При такой розничной ценовой политике все заботы о «разумности» продажной цены, увы, перекладываются на издателя, очень часто вынуждая его работать на границе рентабельности.