Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 июня 2020 г.
История Станционный смотритель

Основатель Харбина

Под руководством Николая Свиягина русские железнодорожники пробились к Тихому океану

24 июня 2020

Потомственный инженер-путеец – это во все времена звучало и звучит гордо, а в конце XIX века и подавно. Таким был Николай Сергеевич Свиягин (1856–1924) – один из главных создателей Китайско- Восточной железной дороги (знаменитой КВЖД) и того особого русско-маньчжурского мира, который возник вокруг этого пути, в городках и посёлках.

Николай Сергеевич окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения и обрёл действительно популярную профессию. О такой судьбе тогда мечтали многие, но окончить этот институт было непросто.

К середине XIX века старинные дворянские традиции распадались. В свою эпоху Пётр Великий считал, что все сыны благородных семейств должны служить. По большей части – в армии, но и по статской линии тоже. Потом Пётр III, которого вряд ли кто-то назовёт Великим, дал своему «шляхетству» вольность – и появились беззаботные помещики, о которых со вкусом повествовали русские писатели. Железных дорог в то время не существовало. О чём-то подобном только писали сказочники и фантасты. Однако, когда во времена Николая I в России начали строить первую чугунку, к этому великому делу с удовольствием присоединились представители громких фамилий. Многим из них именно железнодорожные дела помогли остаться на вершине богатства и могущества: ведь аристократы, не умевшие трудиться, к концу XIX столетия разорялись, превращались в «захудалых дворян».

Свиягиных выручало инженерное дело, они строили железные дороги, на которые Россия во времена Александра III сделала ставку. Министром финансов – а по существу главой правительства – был железнодорожник Сергей Витте. Он считал Николая Свиягина одним из лучших инженеров-путейцев, давал ход его проектам и предложениям. Витте в людях разбирался. Именно Свиягин возглавил одну из групп русских инженеров и геологов, которые отправились в Маньчжурию выбирать маршрут для будущей железной дороги. Это была настоящая экспедиция – с записками, которые Свиягин составлял художественно, как настоящие очерки о путешествиях. Без споров не обошлось – как это и бывает у профессионалов. Но Витте, а вслед за ним и император Александр III приняли предложение Свиягина – так называемый северный маршрут.

Несколько участков Уссурийской железной дороги и КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги) строились под непосредственным руководством Свиягина, много путешествовавшего в тех краях. Дорога от станции Никольской (ныне – Уссурийск) до станции Пограничная стала его любимым детищем. Он знал её до последней шпалы. Оттуда строители потянули ветку в Муданьцзян. Там в 1891 году Свиягин устроил свой штаб. Строились дороги от Уссурийска в Гродеково и до станции Мулин. Русские железнодорожники пробились к Тихому океану! Стратегическое руководство этим уникальным проектом лежало на плечах Свиягина.

В 1903 году заработала и КВЖД. Началось обустройство её неофициальной столицы – Харбина, города, построенного русскими железнодорожниками. Первые здания харбинского «посада» возводились по указанию Свиягина: корпуса депо, паровозных мастерских, дома и гостиницы для железнодорожников. Приступили и к строительству первой каменной православной церкви в Харбине. Архитектурный облик столицы КВЖД напоминал богатые кварталы русских сибирских городов.

После дальневосточных командировок Свиягин служил в Петербурге, в министерстве финансов, курируя железнодорожное строительство. В том числе – в годы войны, когда требовалось налаживать ремонтные работы прифронтовых путей. Его последний чин – статский советник. Если переводить на армейский язык, это чуть выше полковника и чуть ниже генерал-майора. Официально к Николаю Сергеевичу обращались «ваше высокородие». Он по праву считался самым уважаемым экспертом в области железнодорожного строительства.

Жил Свиягин широко и со вкусом – помогали и немалые собственные заработки, и семейное наследство. Чего стоит только его вилла в Крыму, на живописных склонах Нового Симеиза, построенная по проекту «императорского» архитектора Николая Краснова. Это настоящий дворец в античном стиле, не уступавший царским хоромам, – и построил его Свиягин незадолго до Первой мировой. А там и до революции рукой подать. Знатокам известен и петербургский особняк Свиягиных на Каменном острове. Большая аллея, дом 10. Просторный дом построен по проекту выдающегося мастера петербургского модерна – Дмитрия Крыжановского.

После национализации на вилле Свиягина располагались пансионат и противотуберкулёзный санаторий. В наше время у этой роскоши снова частный хозяин. А Николай Сергеевич в 1920 году был вынужден бежать из Крыма. Он поселился в Дубровнике, возглавив там русскую общину. А потом инженера пригласили в город, который он основал, – в Харбин. КВЖД – его детище – действовала даже в это неспокойное время. Харбин, в котором и прежде проживало немало русских, стал крупным центром белой эмиграции. Старый инженер сразу осмотрел пути, стал консультировать коллег.

Многие осели в Харбине всерьёз и надолго. Но Свиягин – так уж получилось – приехал в Харбин умирать. Уже немолодой, он надеялся тихо и безмятежно прожить закатные годы жизни. Задумывался о мемуарах. Был счастливо женат, обладал литературным талантом. Занимался и благотворительностью – пытался организовать нечто вроде профсоюза, который помогал бы семьям инженеров путей сообщения, оставшихся без кормильца.

Он умер в 1924 году, так и не увидев полноценного возрождения железных дорог в нашей стране. Умер с горьким ощущением потери «старой России» и без уверенности в том, что уже встаёт на ноги Россия новая. Но его инженерное наследие служит Отечеству до сих пор. И память об основателе Китайско-Восточной железной дороги не стёрлась из истории.

А в Харбине с пригородами в наше время проживает около 10 миллионов человек. Правда, русских среди них не так много, как в прежние времена. 


Чтобы помнили

В честь Николая Свиягина ещё при его жизни была названа железнодорожная станция на главном ходе Транссиба и населённый пункт, возникший неподалёку от неё. Такова была тогдашняя традиция – увековечивать инженеров-путейцев, не дожидаясь их кончины. Железнодорожная станция Свиягино и ныне располагается в Спасском районе Приморского края. Сохранилось название, сохранилась историческая память.



Тэги: Арсений Замостьянов Личность Война
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Нельзя поклоняться дьяволу

    218 голосов
  • Владимир Бушин: «1941 год – фундамент Победы»

    173 голосов
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Вечное движение Гёте

    100 голосов
  • Рыцарь Страны Советов

    96 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS