Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 марта 2022 г.
  4. № 9 (6823) (02.03.2022)
Станционный смотритель

Основоположник

Романтик Герстнер стал пионером железных дорог трёх стран

02 марта 2022
Первая поездка по маршруту Петербург – Царское Село проходила под руководством австрийского инженера

В Петербурге, на Витебском вокзале, есть замечательный памятник, созданный несколько лет назад скульптором Салаватом Щербаковым. Стройный господин с бакенбардами, одетый по моде пушкинских времён, бережно держит в руках модель паровоза. Там же, неподалёку, установлена мемориальная доска: «Францу Антону фон Герстнеру, автору проекта и строителю первой в России железной дороги – Царскосельской. Движение открыто 30 октября (11 ноября) 1837 года».

Этот человек на самом деле более чем достоин и монумента, и благодарной памяти потомков. История железных дорог в нашей стране началась именно с фон Герстнера, с его смелых, на грани авантюризма, идей, с его каждодневного труда на строившейся трассе. И даже первым машинистом, который провёл состав из Петербурга в Царское Село и обратно, стал именно он.

Его полное имя – Франц Антон Риттер фон Герстнер, по-чешски – Франтишек. Родился будущий основоположник российских железных дорог в Праге – в то время одном из крупнейших городов Австрийской империи. Его отец – физик и математик – профессорствовал в Богемской политехнической школе. Франц, получив блестящее образование, тоже начал было преподавать геодезию, геометрию и землемерное искусство. Но, съездив в Англию, побывал на строительстве железных дорог – и загорелся этим новым делом.

…Во времена Николая I Россия всерьёз намеревалась улучшить транспортную инфраструктуру. Ставку первоначально делали на речные маршруты и строительство шоссейных дорог, которых в стране критически не хватало. Легенды о русском бездорожье рождались именно в тот период: отставание от стран Старого Света в отрасли путей сообщения ощущалось остро. Российский император – инженер по образованию и по призванию – изучал зарубежный опыт, посылал в Европу своих эмиссаров и ожидал дельных предложений, которые могли бы переломить ситуацию…

Впрочем, вернёмся к нашему герою. 7 сентября 1824 года австрийский император Франц Иосиф I подписал фон Герстнеру концессию на 50 лет для создания и эксплуатации железной дороги между Будвайзом и Линцем, которую, конечно, сперва следовало спроектировать и построить. Четыре года работал инженер над этим проектом. Многое успел сделать, однако неудачи перевешивали: его компании не удавалось сводить концы с концами. Через 4 года фон Герстнера отправили в отставку, хотя пробные проезды по первой австрийской железной дороге получили высокую оценку профессионалов, в том числе даже спесивых британцев. Тем не менее Герстнер не опускал рук. Он знал, что по Австрии, изучая строительство мостов и шоссейных дорог, путешествует русский инженер-путеец Николай Крафт. Значит, этой огромной стране необходимы магистрали – а что может быть современнее и эффективнее движения на паровой тяге по стальным рельсам? И Герстнер незамедлительно отправился в Петербург – убеждать русских в необходимости железнодорожного проекта. К счастью для него, Крафта впечатлила дорога Будвайз (Ческе-Будеёвице) – Линц, и он стал сторонником смелого проекта.

30-Памятник 170749_preview_wm.jpg

Памятник Францу Антону фон Герстнеру на Витебском вокзале Санкт-Петербурга / Алексей Даничев / РИА новости


185 лет назад Герстнер прибыл в Россию – строить железную дорогу. Но требовалось найти другую дорогу – в кабинет императора. Добиться аудиенции инженеру помог австрийский посол. Разговор с Николаем I прошёл в профессиональном ключе. Герстнер предложил не только план возведения грандиозной железной дороги Санкт-Петербург – Москва. Его амбиции простирались дальше. Увлечённый своей идеей австриец мечтал о целой сети железных дорог в России: Петербург – Одесса, Петербург – Таганрог, Москва – Коломна… Он говорил, как это необходимо, например, для армии: Россия тогда сумеет быстро перебрасывать войска из центральных областей к беспокойным южным рубежам. Принимая решение, император анализировал и противоположные мнения, спрашивал о погодных трудностях, которые могут помешать работе столь передового транспорта. Он взял время на размышление – и в марте 1836 года подписал указ о сооружении Царскосельской железной дороги. Вместе с веткой в Павловск – менее 30 километров. Это было гораздо скромнее планов неугомонного Герстнера. Но с чего-то же нужно было начинать.

«Петербургская газета» тогда писала: «Чтобы не быть голословным и доказать, что в России, несмотря на снежные зимы и морозы, возможно иметь железные дороги, Герстнер просил для опыта позволить ему построить маленькую железную дорогу между Петербургом и Павловском. Император Николай I дал на это своё соизволение, и вот в 1837 г. в России появилась первая железная дорога. Таким образом, только светлому уму и высокопросвещённой энергии императора Николая I обязаны мы появлением у нас железных дорог».

В советское время к Герстнеру почему-то относились неблагожелательно. Энциклопедия гласила: «Пытался монополизировать строительство железных дорог в России, делая при этом ставку на привлечение иностранного капитала, что вызвало резкий протест передовых слоёв русского общества». Это не совсем так, хотя и чисто коммерческие интересы Герстнеру были не чужды. Тем не менее он пользовался любым шансом, готов был на компромиссы, даже на унижения ради конечной цели – построить первую железную дорогу, положить начало новому делу. Это соответствовало его амбициям инженера и управленца. Австриец понял: единственный шанс быстро построить в России чугунку – согласиться на «царскосельский» вариант, к которому готовы были присоединиться состоятельные люди – и русские, и немцы – во главе с сыном Екатерины Великой графом Алексеем Алексеевичем Бобринским. Князь Вяземский называл его либералом «в лучшем и возвышеннейшем значении этого слова». Бобринский верил в прогресс, старался давать дорогу всему новому, не опасаясь неудач. Он возглавил акционерное общество Царскосельской железной дороги – и это стало большой удачей для Герстнера и его смелого проекта.

Строительство началось под неусыпным руководством австрийского инженера. Специалистов не хватало, рабочих – выходцев из крестьян – нужно было обучать. Однако построить дорогу удалось на удивление быстро – меньше чем за год. И служила она России верой и правдой.

В конце 1837 года, испытывая новый локомотив, Герстнер поскользнулся – и сломал два ребра. Но махнул рукой на здоровье и вскоре отправился в далёкую Америку. Сказался его авантюрный характер романтика. В Штаты его командировали с целью сбора информации о тамошних железных дорогах и каналах. Он отправил оттуда в Россию десять «Писем из Североамериканских Соединённых Штатов», в которых восхищался техническим обустройством местных железных дорог и многое из иностранного опыта предлагал применить в нашей стране. Увы, в конце 1839 года инженер тяжело заболел, а 12 апреля 1840 года, находясь в Филадельфии, скончался. Было ему всего 44 года.

В наше время Герстнера по праву считают основоположником железных дорог в трёх странах – в Австрии, Чехии и России.


Тэги: Арсений Замостьянов
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Константин и его константы

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS