Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 августа 2024 г.
  4. № 31 (6945) (07.08.2024)
Литература Литературный резерв

Осторожно, работа со словом!

12 августа 2024

Александр Григорьев. Пиши, переписывай. Как информационный стиль портит ваши тексты, а традиционное редактирование – улучшает.– Литрес, 2023.

Инфостиль в интерпретации Ильяхова и Сарычевой, авторов бестселлера «Пиши, сокращай», – явление в мире копирайтинга более чем неоднозначное. Довольно быстро «выстрелив» и заимев множество адептов, он примерно с той же скоростью стал обзаводиться недоброжелателями. Если задаться целью и просмотреть сотню-другую связанных с текстом вакансий, можно заметить тенденцию. Когда речь заходит об инфостиле, ищут либо тех, кто им превосходно владеет, либо тех, кто с ним даже не соприкасался. В связи с тем, что опус магнум Ильяхова и Сарычевой «Пиши, сокращай» выдерживает уже четвёртое издание, основательная критика подхода напрашивалась давно. Взялся за это нелёгкое дело копирайтер, филолог Александр Григорьев. В итоге получилась книга «Пиши, переписывай» – этакий взгляд на инфостиль с позиций традиционного редактирования. Укоризненный взгляд. И печальный.

То, что Григорьев – кандидат филологических наук, а Ильяхов и Сарычева не филологи вообще, быстро даёт о себе знать. В первую очередь Григорьев критикует инфостиль с точки зрения теории. Например, тезис «смысл важнее слов»: «Слово – это комбинация формы и содержания. Одновременно и «тонкая обёртка вокруг смысла», и сам «смысл». Поэтому идея превосходства смысла (части целого) над словом (целым) вопиюще невежественна». Далее Григорьев показывает, как из непонимания авторами теории языка проистекают дальнейшие ошибки: «Ильяхов и Сарычева с лёгкостью переносят требования, справедливые в отношении текста в целом, на уровень отдельных слов».

Во многом книга строится вокруг разбора аргументации, которую Ильяхов и Сарычева используют при переписывании текста инфостилем. Так, в главе «Урок демагогии» Григорьев объясняет, почему включение слова «более» в категорию «неопределённых» безосновательно, как бы авторам «Пиши, сокращай» ни хотелось обратного. А хочется сильно, поэтому в ход идут «подмена предмета обсуждения», «ложные предпосылки» и надуманные проблемы, которые необходимо героически решить.

По структуре «Пиши, переписывай» повторяет «Пиши, сокращай». Одна глава – один тезис. Все утверждения строятся на примерах, которые помещаются в две колонки: слева – оригинал, справа – улучшенная версия. Но если Ильяхов и Сарычева правят некие абстрактные тексты, то Григорьев переписывает их самих. Поэтому обвинить его в голословности не получится. Очевидно, что «Меняйте причастия на глаголы...» куда лучше, чем «Если за причастием скрывается глагол, ставьте глагол...». Особенно если учесть, что «причастие – это особая форма глагола, поэтому «скрываться» за ним, кроме как глаголу, больше нечему».

Справедливости ради стоит сказать, что сам Максим Ильяхов неоднократно позиционировал инфостиль как удобный инструмент, которым надо пользоваться с умом. Впрочем, Григорьев этого и не отрицает. В «Пиши, сокращай» действительно можно найти полезные советы. Вот только почему-то самые ценные из них, например ограничивать количество вводных слов, бытуют и в традиционном редактировании. А всё, что подаётся как особая «фишечка» инфостиля, после «Пиши, переписывай» вызывает в основном вопросы.

София Шпитонкова

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Гора желаний*

    23.05.2025
  • Полон солнца Ваш земной последний день

    23.05.2025
  • Единственный рассвет

    23.05.2025
  • ЛГ-рейтинг

    23.05.2025
  • Музыка побеждает всё

    22.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS