6 февраля в Большом зале ЦДЛ пройдёт презентация книги «Михаил Козаков. Ниоткуда с любовью», вышедшей в прошлом году в «Редакции Елены Шубиной» издательства АСТ. Автору-составителю – журналисту, редактору и близкому другу актёра и режиссёра Елене Тришиной, которая вместе с Михаилом Мишиным будет вести вечер, удалось под одной обложкой собрать воспоминания друзей о народном артисте России М.М. Козакове (1934–2011). Блистательного Мишу-Мишку-Мих Миха-ММ вспоминают Сергей Юрский, Александр Ширвиндт, Авангард Леонтьев, Константин Райкин, Олег Меньшиков, Михаил Барышников, Светлана Крючкова, Игорь Костолевский, Михаил Лавровский, Леонид Зорин, Елена Коренева, Татьяна Догилева, Алла Покровская, Ефим Шифрин, Юрий Рост…
Елена Тришина: «Он всё о себе сказал сам. Но мне захотелось сейчас поговорить о нём с людьми, которых он любил, кто вспоминает сокровенно и просто, без лишней патетики…» Кирилл Козаков: «Этой книги об отце очень не хватало. Елена Тришина записала сорок живых воспоминаний людей, близких ему. Я тоже знаю их всю жизнь».
Предлагаем читателям фрагменты воспоминаний народного артиста России Олега Меньшикова.
Я знаю, что Михаил Михайлович (а я его звал Мих Мих) ко мне потрясающе относился. Он впустил меня в мир, который многим не открывается даже по истечении многих лет. Просто ввёл туда. Подарил любовь к литературе. В его исполнении – блестящего артиста, обладающего феноменальной памятью, большого знатока поэзии – я впервые услышал «Реквием» Ахматовой. Запомнил, как он читал. Для меня это было открытием.
Помню его Кочкарёва в замечательной «Женитьбе» Эфроса. Он был потрясающий. И их дуэт с Ольгой Яковлевой! Там вся команда была необыкновенная!
Я до сих пор всем рассказываю о Козакове. Хорошо помню его квартиру на Гиляровского, в которой встретил буквально всех замечательных людей того времени. Сейчас уже никто не знает, кто такой Эйдельман, кто такой Свободин, стали забывать, кто такой Гердт. В его доме я познакомился с Юрой Башметом, с Валерием Фокиным, который потом позвал меня в Театр Ермоловой, в мой первый заход. Я был счастлив в компании этих людей, слушал их разговор. Козаков таскал меня за собой всё время. Раздавался его телефонный звонок, он даже не спрашивал, что я делаю: «Приезжай!» – и всё!
Артист – профессия зависимая. И если я впитал в себя что-то такое, что не ограничивается только рамками профессии, а просто называется высоким словом «жизнь», то это, конечно, Мих Мих. Меня многие учили профессии, но так расширить её понимание, далеко выходящее за рамки восприятия этого слова, смог только Козаков.
И это не только «Покровские ворота». Козаков открыл мне целый мир, за это я ему буду вечно благодарен. И если есть в моей жизни Учитель, то это, конечно, Козаков.
Как уважительно, как деликатно к нам, молодым, относились во время съёмок мастера: Пилявская, Ульянова, Равикович. Все интеллигенты, как и сам Козаков.
Режиссёр – это же интонация. Кто её создал? Козаков.
Тогда мне казалось, что у нас с Козаковым колоссальная разница в возрасте. Но если приходилось выбирать: идти ли на тусовку со своими ровесниками или идти к Козакову, я, конечно, выбирал его. Потому что там меня неизменно ожидали необыкновенные знакомства от него и от Регины, которая потрясающе готовила.
Больше в работе мы с ним, к сожалению, не встретились. И он даже на меня обижался, потому что я крутился в своём ритме. Не склеивалось у нас с ним. Но мне достаточно было, что мы поработали в «Покровских воротах». Да и не с «Покровскими…» у меня жизнь была связана, а с Козаковым. Была такая планета, на которой мне разрешили поселиться на какое-то время.
Это был подарок судьбы. Мне было всего девятнадцать лет, я тогда не понимал, с кем рядом нахожусь, но, слава Богу, я всё это впитывал в себя. Могло же быть и по-другому!
Михаил Козаков создал остров, на который хочется всё время возвращаться. У кого-то такой остров существует в детстве, у кого-то позже. Для меня это – «Покровские ворота».