Небожители подвала. Литературный альманах. № 1–12. – ИПО «У Никитских ворот». – М., 2019.
Острова свои обогреваем
И живём без лишнего добра…
Николай Рубцов
В страшный век чистогана и потребительства заповедных островов, воспетых Рубцовым, в нашей литературной жизни остаётся всё меньше, всё труднее обогревать их на ледяных ветрах эпохи… Польская писательница Ольга Токарчук – новая лауреатка Нобелевской премии – вспоминает, насколько шокирована она была, когда, будучи на писательской стипендии (ого! – завидуем польским литераторам!) в старом имении в Шотландии, обнаружила, что часть мебели относится к XVI веку: «У нас нет такой стабильной реальности, – сказала она. – Польша – проходная всей Европы. Со всеми проходящими мимо людьми, войнами и режимами подобные предметы можно встретить только в музее». Что уж тогда нам говорить в необозримых евразийских просторах России с её войнами и потрясениями? И всё-таки остались островки первозданной подлинности. Один из них – нижний буфет Центрального дома литераторов – последнее живое пристанище писателей. В Питере, например, попытались возродить кафе «Бродячая собака», в котором актёры, а изредка и литераторы читают стихи, поют под гитару, но там не осталось живой атмосферы писательского общения и выпивона. Да нигде в Европе, насколько я смог убедиться, не осталось!
Поэт и бард Анатолий Пшеничный напечатал в альманахе «Небожители подвала» (№ 4, 2019) короткое стихотворение «Горсть времени»:
Недели быстротечные дробя,
Взлетает и скрывается светило...
Да как же я расходую тебя,
Горсть времени,
Что жизнь мне отпустила?
Горсть времени...
Как расходуем мы свою горсть времени? Чаще всего – бездарно: в суете, то в отупляющем труде, то в пустой праздности, а многие – в бесплодном пьянстве. «А что, бывает плодотворное?» – спросит придирчивый читатель. Конечно! И авторы альманаха, которые часто собираются после 17 в ЦДЛ, это доказали. Ведь какие самые популярные разговоры в русских литераторских застольях? Не понимают, не печатают, не помогают. А стариканы, как называет завсегдатаев писатель и художник Леонид Сергеев, решили опрокинуть словеса в реальное дело, как опрокидывают не спеша стопки: сборник «Небожители подвала» оперативно издаётся на пожертвования самих писателей, порой на гроши от пенсий в издательстве «У Никитских ворот» небольшим тиражом (поторопитесь купить в фойе ЦДЛ), но он стал уже знаковым, хотя и недооценённым явлением в отечественной литературной жизни. Дело не только в том, что среди постоянных авторов есть и лауреаты государственных премий, и популярные имена, и зубры периодических изданий, – важен сам факт: они доказали, что старый конь борозды не испортит, хотя есть среди авторов и битюги помоложе, что живёт великое объединяющее начало – традиция и верность заветам отечественной литературы, всегда правдивой, памятливой, исполненной любви к Родине и сострадающей простому человеку, сегодня особо униженному и оплёванному.
Главный редактор и верстальщик Леонид Сергеев пишет в аннотации: «Конечно, можно жить в просторной квартире или даже в особняке на морском побережье, но видеть лишь вещи, которые тебя окружают. И можно ютиться в подвале без окон, но видеть весь небосвод, и морское пространство, и ширь лугов, и лесные массивы и ощущать радости и боли всех людей, живущих на земле. В этом альманахе произведения моих друзей-стариканов, завсегдатаев нижнего буфета ЦДЛ. Для многих наш подвал – всего лишь пристанище любителей выпивки, но для кого-то – приют романтиков, философов, кудесников слов».
Сам он – мастер непревзойдённых по меткости и живописности мемуаров. Прочитайте: «Всего два раза я общался с Юрием Казаковым, лысым, носатым, губастым, очкастым увальнем с тяжёлой «медвежьей» походкой; оба раза он мне втолковывал, что является классиком и его книги давно потаскали из библиотек.
– Мою гениальную прозу перевели во всех странах мира, кроме Китая и Албании, – говорил он, не вынимая изо рта папиросу. – Валюты на зарубежных счетах полно, а рублей нет. Ты возьми мне сто грамм.
…После вторых ста грамм Казаков интересовался, как я «опутываю» женщин, и на мой вялый ответ «как все» переводил папиросу из одного угла рта в другой.
– А я ничего не говорю. Дарю свою книгу, на другой день они сами приходят.
В то время Казаков выпустил чрезвычайно сильную книгу «Голубое и зелёное», и я понимаю женщин – его книга произвела большущее впечатление на мое чёрствое сердце, и что говорить про нежные женские сердца!»
Здорово! Коротко и исчерпывающе точно… Ну и вот ещё о цэдээловских посиделках: «…И уж что бесспорно – их встречи за бутылкой водки были далеко не унылыми бездуховными пьянками. Да и как они могут быть унылыми у литераторов, если наши российские выпивохи, обычные работяги, в любой привокзальной забегаловке говорят о мировых проблемах, а могут и подраться из-за Чехова? В какой стране такое возможно? В какой стране каждый второй пьяница – философ?.. Должен заметить – все самые интересные люди, которых я встречал в жизни, не были трезвенниками. И это понятно – талантливому, мыслящему, вкалывающему необходимо снимать напряжение, расслабляться после перегрузок…»
Упомянутый Антон Павлович как врач и пахарь на ниве русской словесности банальных пьяниц-литераторов недолюбливал, но однажды записал: «Если человек не курит и не пьёт, поневоле задумаешься, уж не сволочь ли он?» Иван Бунин вспоминал: «Один писатель как-то жаловался Чехову:
– Антон Павлович, что мне делать? Меня рефлексия заела!
Чехов сумрачно ответил ему:
– А вы поменьше водки пейте.
«Рефлексия», тоска, «надрывы», гражданская скорбь... Помню, мы не раз беседовали об этом с Чеховым, и он упорно твердил:
– Как врач вам говорю: это всё от некультурности. Державин, Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Толстой, Тютчев, Майков и все прочие, подобные им, не пьянствовали и не надрывались. А вот как пошли разночинцы, все эти Левитовы, Нефёдовы, Омулевские, так и пошла писать губерния...»
Ну, на фоне беседовавших гениев мы все, наверное – Омулевские, но сам альманах доказал, что завсегдатаи нижнего буфета умеют напряжённо и трезво работать: уже 12-й номер вышел к 19 октября, ко Дню лицея. А ведь это тоже – гибнущая традиция: собираться в День дружбы, назначенный однокашниками, однополчанами, как десантники ежегодно пьют и в фонтанах купаются на Илью-пророка. А мы ни Всемирный день поэзии 21 марта, ни День лицея не отмечаем толком – один я в ЦДЛ провожу вечера «Учителя, ученики, друзья», на которых собираю своих студентов – молодых поэтов. Порой мне кажется, что это только профессору Боброву и нужно… Нет, вру: у меня есть фото, где Леонид Сергеев стоит у афиши со студенткой-первокурсницей – он и тут проявил любознательность…
Роберт Винонен – бывший редактор «Советского писателя», где я сменил Егора Исаева на посту заведующего редакцией поэзии, присылает стихи из провинциальной Финляндии, в которых тоже полно наблюдений и поучительных для молодых строк:
«Себя дождаться – вот в чём дело», –
Сказал Егор Исаев мне.
А что? Прекрасная идея,
Осуществимая вполне.
Где ж я? Вы часом не слыхали,
По белу свету колеся?
Давно уж публику стихами
Не донимаю.
Жду себя.
(«Совет мэтра»)
Лукавит, конечно, русский финн с прищуром…
Владимир Личутин – мастер самобытной прозы и человек самостийного ума – признаётся: «Василий Белов однажды дал мне, начинающему литератору, доброе учительское наставление: «Володя Личутин, и что же ты изобретаешь велосипеды, когда можно брать готовым то, что до нас продумано мудрыми людьми». Но я самонадеянно возразил: «Если я буду впитывать готовое, даже от великих и мудрых, если я перестану сомневаться и изобретать велосипед, то я кончусь тут же как писатель». Увы, по прошествии многих лет, когда я убедился окончательно, что сомнение – это друг истины, когда обнаружил, что «знаю лишь то, что ничего не знаю», что чужим умом не прожить и наука мне из-за строптивости не далась, – то и осталось лишь изобретать всё новые велосипеды, ломать над всяким пустяком дурную свою головёнку и завидовать тем, у кого под сводом черепа горит неугасимая лампадка, освещая пещерицы богатой памяти. Но, братцы мои, как интересно сучить дратву своей убогой мыслишки, разбирать её волоти от узелков, вытягивать ту нить и сматывать на мотовильце, а после смолить «каболку» и пускать в дело…» («Путешествие в Париж» № 8–9, 2019).
Ну, в прихотливо льющемся повествовании есть и про Париж, про занюханную гостиничку с номером-пеналом, куда засунули писателей: «Я подошёл к широкому окну: внизу напротив женщина тащила охапку длинных булок, похожих на ошкуренные поленья, молочник катил на тележке бутылки и ставил возле дверей, по карнизу зелёной железной крыши, гулькая, бродили голуби. А дальше, до самого горизонта, струилось зыбкое марево Парижа, похожее на полотно импрессиониста… Я в детстве читал о «чреве Парижа», но в книгах, несмотря на грубость чрезвычайно простой жизни, было всё куда диковиннее и прельстительнее (вот она, литература-то). И вот через целое столетие оказался в том же, наверное, месте, только слегка принапудренном, принакрахмаленном временем и гостиничной обслугою. Я угодил в объятия мирового «хозяина», кто бестрепетно перемешивал национальные души в безликое космополитическое тесто». Да, Личутин – дитя вольного и неуступчивого Севера – и в Париже (ещё в том – более ухоженном и европейском) остаётся Личутиным, правдолюбцем и кудесником слова…
В альманахе высокая поэзия соседствует с документальной прозой, с бытовыми, но такими важными воспоминаниями. Вот Виктор Линник в главе «Неизвестный Сталин» публикует уникальный материал – живые штрихи к портрету лучшего друга писателей, как говорилось. Грузинка Гаяне Константиновна Корсавели, урождённая княжна Вачнадзе, прожила очень долгую и полную приключений жизнь. Она скончалась недавно в возрасте 94 лет, намного пережив своего мужа Тедо, в 30-е годы секретаря ЦК ВКП(б) Грузии по промышленности, расстрелянного в эпоху «большого террора». Виктор записал её удивительные давние воспоминания: «Помню Сталин пригласил к себе домой всю грузинскую делегацию, приехавшую на ХVII съезд партии в 1934 году. Вместе с жёнами. Поразилась я тогда, что Сталин всех присутствующих помнил по именам, знал, кто где работал, кто куда переведён. Мой Тедо был тушинец, так Сталин, смеясь, сразу к нему обратился с тушинским акцентом: «А, Тедо, собака твой бог!» Сталин был на редкость мил и обаятелен с гостями, предупредителен, даже ласков. Извинялся, что принимает без хозяйки. Все, конечно, уже тогда знали, что жена Сталина Надежда Аллилуева покончила с собой в ноябре 1932 года… Сталин очень сокрушался, что из всей грузинской делегации никто не мог петь. Он просто не мог в это поверить – как это, грузины, и петь не могут?! Всё повторял: «Аба, бичеби!» («Ну же, мальчики!») А «мальчики» – моему Тедо тогда и впрямь было всего 30 лет – только сконфуженно улыбались в ответ. Тогда Сталин запел сам – высоким пронзительным голосом, как у нас только крестьяне поют...»
Сергей Луконин точно назвал свои воспоминания «Красота былого» (№ 8, 2019), написал о работе в редакции фотохроники ТАСС: «Самыми, пожалуй, интересными были фотоматериалы, связанные с космонавтикой. В темноте, при красном свете кабины, проявлялись на фотобумаге Звёздный городок, тренировки лётчиков, монтаж ракет. Мне не были известны их имена. Потом уже, когда полетел Гагарин, за ним Титов и другие космонавты и на первых полосах газет аршинной «шапкой» сообщалось о полёте на околоземную орбиту космонавтов, я с гордостью узнавал на фотографиях знакомые мне лица». На днях ушёл один из героев той поры – Алексей Леонов… Перед этим довольно-таки скромно отметили 100-летие выдающегося поэта и редактора фронтового поколения – Сергея Наровчатова, который дружил с Михаилом Кузьмичём и всеми фронтовиками, поддерживал молодых, урезонивал начинавшиеся распри: «Попутно замечу, что много лет спустя главным редактором журнала был Сергей Наровчатов, поэт, литературовед, дружил с отцом ещё с войны, вместе выходили из окружения на Смоленщине. Как-то встретились мы с ним в нижнем буфете Дома литераторов (он был председателем комиссии по проведению празднования 60-летия отца). Сидим за столиком, беседуем. Выглядел он измождённым, в былые годы красивые голубые глаза его померкли. Спрашиваю: «Сергей Сергеевич, почему вы взялись за журнал? Хлопотное это дело, с вашей-то нагрузкой». На что он ответил, лукаво щурясь: «Лучше в «Новый мир», чем в иной». Пережил он своего друга на пять лет».
Да, нижний буфет… Он ведь тоже оказался на сломе эпох, литературных нравов и социальных потрясений. После контрреволюции стал, пожалуй, единственным местом, где можно было найти пристанище и обогреться при общей нищете, поговорить с единомышленниками. В самые отчаянные времена там сидел потерянный Борис Примеров, ярчайший поэт, который смог выразить лучшее состояние поэта: «От жажды петь пересыхают губы...», но перед уходом из жизни у него вырывались отчаянные песни:
Боже, спасавший Советы от бед,
Боже, венчавший их громом побед,
Боже, помилуй нас в смутные дни,
Боже, Советскую власть нам верни!
Однако вопреки этой истовой молитве Надежда Кондакова публично мне начала выговаривать: «Саша, позволь, мне лучше знать, как Борис относился ко всем большевикам без исключения! Он часто говорил о себе: «Я бы был белогвардейцем», а сына научил так, что тот в 8-м классе написал сочинение о Врангеле и Колчаке, за что его не хотели принимать в комсомол, а меня вызывали на беседу в школу! А то, что Борис говорил в начале 90-х – и перед «помрачением» – уже совсем другое...» А почему – «другое»? А как же, по Блоку, чувство пути поэта? По-моему, тогда у многих стряслось помрачение с обратным знаком – полное прозрение... И даже вдова всех прямых высказываний и воспоминаний не может опровергнуть. Вот одно из них – легендарное. В нижнем буфете Борис защищал культурные достижения прежней власти, спорил с кем-то. В зал не спеша вошёл лирик Владимир Николаевич, опираясь на резную палку, и Примеров запальчиво крикнул: «Володя, ты стал бы поэтом без советской власти?» И совершенно трезвый Соколов твёрдо ответил: «Никогда!» Интонацию не передать – там и некая ирония сквозила, и убеждённость прозвучала. Это уже в фольклор вошло – не вычеркнешь...
Да, многое стало преданиями и мифами. Теперь, после выпуска стольких номеров альманаха (я писал эти заметки перед выходом юбилейного – 10-го!), их только прибавится. Что же нами движет? Откуда этот необъяснимый заряд творчества и созидания среди льдов современности? Виктор Пронин, мастер детективного сюжета, написал немудрёный и пронзительный рассказ «Голоса родных и близких» (№ 10, 2019) – о встрече с экономистом бумажной фабрики Костей, который третий год живёт на северном острове, прозябает в гостинице, расставшись с женой, которая долго смеялась над его порывом:
«– Не жалеете?
– Трудно сказать двумя словами... Знаете, остров засасывает. Как бы мне здесь ни было плохо, я знаю, что дома буду мечтать только об одном – увидеть всё это снова.
– Можно позвонить домой, это, в общем-то, несложно. Через спутник отличная слышимость.
– Я знаю... звонил... Слышно так внятно, будто я всё ещё там... У неё был такой улыбчивый голос... Ей до сих пор смешно. Смотрите! – показал он рукой в море. – Видите?!
– Что? Волны?
– Какие волны! Что вы! Это льдины! – Он сказал это с торжественностью, будто показывал город, поднимающийся из волн. – Да, это идут льды Охотского моря... Вот ещё и за этим я приехал сюда.
– За чем? – не понял я.
– Чтобы иметь возможность протянуть руку и сказать – это плывут льды Охотского моря…»
Вот и мы любуемся родными величественными картинами и дорогими современниками, чтобы обогревать заповедный остров подлинности среди льдов.