Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 августа 2023 г.
Культура

Освоение классики

Она проверяется на прочность днём сегодняшним

16 августа 2023
Сцена из спектакля «Дядя Ваня» (Псковский драмтеатр им. Пушкина)

Международный театральный фестиваль в Санкт-Петербурге, который провёл ТЮЗ им. А.А. Брянцева, в двадцать четвёртый раз собрал театры из самых разных городов России, из ближнего и дальнего зарубежья: Армении, Белоруссии, Сербии, Казахстана, Ирана, Ирака, Турции.

Афиша, как водится, на этом теафоруме была насыщенной, по два-три спектакля в день, помимо того – офф-программа «Студенты, студенты, студенты!», драматургическая лаборатория «Молодёжь. Театр. LAB. – Палитра-2023». А ещё встречи с деятелями театров из разных стран, дискуссии.

Международные фестивали проводить в ситуации европейских санкций, в том числе и в культуре, сегодня рискованно. Так, не доехали до Питера венгры, но зато сербы показали в Северной столице свой психологически выверенный спектакль «Ложь» по пьесе Ф. Зеглера (Белградский драматический театр) с актёром Милошем Биковичем, ставшим у нас звездой российского кино. Фестиваль дал возможность увидеть театры Ирана, Ирака.

На карте театральной России этот фестиваль (известный до сего года как «Радуга» и сменивший своё название на нейтральное) всегда стремился, прежде всего, ухватить новое, поймать нерв сегодняшнего дня. Оттого здесь стартовали многие молодые режиссёры, драматурги.

В этом году треть афиши составила классика, которую театры осваивали по-разному. Одни режиссёры опускали великие тексты до капустника (увы, но таким разочарованием стал спектакль «Горе от ума» Красноярского драматического театра). Для других произведения великих авторов становились поводом в большей мере себя показать, навязать своё «я», не озабочиваясь, зачем тот же, например, Гоголь написал «Шинель» или «Нос». Зачастую профессия режиссёра у молодых сегодня сводится к способности производить метафоры в большей мере, чем вдумчиво трудиться над чтением. Почему вдруг шинель играет девушка в спектакле Новосибирского молодёжного театра «Глобус»? Нужно совсем не чувствовать автора, чтобы предложить такое решение. Человек у Гоголя «овеществляется» до шинели, что в конце концов и убивает героя. Очеловечение шинели – навязанная тексту классика драма, ложно понятая. Причём тут актриса в белом платье? И почему потеря носа майором Ковалёвым равна потере социального статуса гоголевским героем в спектакле хозяев фестиваля, ТЮЗа им. А.А. Брянцева? Речь-то в повести не об этом, а о смерти, любимой теме Гоголя «мёртвых душ».

Фестиваль показал спектакли, которые в освоении классики шли совершенно разными путями, но достигли главного: автор зазвучал современно, хотя способы превращения текста в спектакль были совершенно различными.

Речь пойдёт о постановках пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня» Псковского драматического театра режиссёром Павлом Зобниным и пьесы «Последняя жертва» А.Н. Островского Воронежского ТЮЗа режиссёром Анатолием Ледуховским.

В первом случае режиссёр не сильно озабочен постановочными решениями, порой ошибочно кажется, что сценограф (Евгений Лемешонок) не особенно трудился. Стол – посередине сцены, разве так можно в театре ХХI века! Оказывается, можно, и не коробят чувство прекрасного пластиковые кресла вокруг стола, какие любят на современных дачах, недорого и не жаль, если сломаются или кто-то стащит. Слева диван-качалка, укрытый пледом. Трудно поверить, что здесь двадцать шесть комнат. Кажется, их сильно меньше. Вообще ничего не убеждает в том, что Иван Петрович Войницкий (Андрей Кузин) – рачительный хозяин. Да и сам дядя Ваня, слегка пополневший чудак, давно за собой не следит. Галстук повязан на клетчатую рубашку как хомут. То и дело кутается в то, что под руку попадёт, как правило в плед. И его племянница Соня (Александра Кашина), про которую в округе говорят «какая некрасивая», из тех, в кого не влюбляются. Она под стать своему дяде. Плотная, коренастая, с утра до вечера занимается хозяйством, не до красоты. Она увлечена доктором Астровым, но повторяет его фразы о лесе, природе как школьница, выучившая урок. Соня усвоила добропорядочные истины и приняла их как прописные. Её отцу, профессору Серебрякову (Сергей Скобелев), было не до неё, женился на молодой красавице, дочь не жила рядом с самовлюблённым эгоистом отцом, а могла бы погрузиться в университетскую атмосферу. Она выросла под приглядом Вани и переняла весь строй провинциальной жизни своего дяди. У такой Сони нет ни одного шанса привлечь внимание Астрова (Георгий Болонев), который в спектакле наделён сильным мужским обаянием. Вот ведь и Елена Андреевна (Линда Ахметзянова) чуточку увлеклась им. Именно Михаил Львович – доктор, деятельный поэт леса, в спектакле Зобнина отчётливо проводит мысль о том, как безжалостна к судьбам талантливых людей провинция, превращающая сильных и талантливых людей в чудаков, от случая к случаю попивающих водочку. Вместо того чтобы жить, они смирились доживать жизнь.

В знаменитый финал, монолог Сони, режиссёр вставляет текст считалочки, который дядя Ваня, обняв племянницу, как когда-то в её детстве, забавлял маленькую девочку, повторяет сейчас. Серебряковы уехали, они оба остро пережили, что никем не любимы. Две сироты при живых родителях, прижались друг к другу. Им остаются нудные заботы о хозяйстве, счета: "Второго февраля масла постного двадцать фунтов... Шестнадцатого февраля опять масла постного двадцать фунтов... Гречневой крупы...", - безучастно как конторщик ведет подсчет Иван Петрович Войницкий. Жизнь истончается, смысл бытия ускользает.

Сцена из спектакля «Последняя жертва» (Воронежский ТЮЗ)

Воронежский ТЮЗ предложил свою современную версию по пьесе русского классика А.Н. Островского «Последняя жертва». Режиссер Анатолий Ледуховский и художник Андрей Щаев не стали привязывать пьесу к конкретному времени: тут сосуществуют времена минувшие и нынешние. В духе Роберта Уилсона решено пространство купеческого дома вдовы Юлии Тугиной. В белом кабинете фигуры актеров графически подчеркнуты, по-особому пластически выразительны. Словно каждого персонажа художник «оформил», а режиссер вставил в сценическую коробку. Московское захолустье рифмуется ли с эстетствующей стилистикой в духе американского авангардиста? Возможно ли это? В спектакле воронежцев – да.

Такой подход призван подчеркнуть универсальность сюжета Островского. Тут «уживаются» костюмы разных эпох: платья с многочисленными оборками в духе второй половины века XIX Тугиной (Мария Малишевская) с народными сарафанами Михеевны (Алина Бачурина) и скромными черными платьями современного образца Глафиры Фирсовны (Анастасия Гумникова).

Не стали обклеивать стены полосатыми обоями, а превратили их в занавес, который то появляется, и тогда за ним мелькают тени, слышатся голоса, то исчезает, открывая белейшую комнату вдовы Тугиной, ждущей своего непутевого жениха Дульчина (Антон Надточиев).

Спектакль останавливается в шаге от гротеска. Главная героиня в этой интерпретации театра не противостоит жестокому мужскому миру, в котором жених обирает ее, а благодетель семьи Прибытков (Сергей Смирнов) хочет женить на себе. Она – часть этого социума. Ее трудно назвать героиней не от мира сего. Ее жертвы – денежные пожертвования – любовнику не бескорыстны. Она, если не покупает Дульчина, то старается привязать к себе. Когда Тугина, теряя гордость и достоинство, просит взаймы у Прибыткова, то не очень-то веришь ее словам, что, мол, ей стыдно. Последним аргументом по выколачиванию денег становится обольщение с раздеванием, когда юбка с оборками падает, и она оголяется, оставаясь в нижнем белье. Крупная, похожая на белую индейку, по словам Михевны, и вправду Юлия выглядит неуклюжей и вульгарной.

Деньги – альфа и омега существования каждого в этом сюжете. Прибыткова – похож на мелкого олигарха с комсомольским прошлым – волнует не столько Тугина. У него отсутствует чувство к ней. Куда более привлекательно Флору Федулычу ее не да конца расхищенное наследство от покойного мужа. В конце спектакля не состоится их свадьба. Два тела покойников – Юлии и Дульчина – лягут рядом в белой комнате. А Прибытков найдет свою вторую половину – ловкую Глафиру Фирсовну, мотор всей интриги, добытчицу информации и энергичную попрошайку. Два циника найдут друг друга и со звонким хохотком покинут сцену.

Тэги: Театральная площадь
Обсудить в группе Telegram

Ольга Галахова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Актёр и гражданин

    21.03.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS