Концертный сезон 2022/23 года триумфально завершился 4 и 6 июня в Концертном зале имени П.И. Чайковского. Такие овации, какими публика наградила Александра Сладковского и ГАСО РТ, услышишь не часто. Гости из Татарстана давно уже стали любимыми и по-настоящему своими в Москве. Две программы, абсолютно разные, если не сказать контрастные... Этому коллективу подвластна любая музыка!
– Начнём разговор с вашего детища, с фестиваля «Белая сирень», посвящённого музыке Рахманинова и «его времени». Фестиваль проходит в Казани уже 12-й раз. 2023-й – юбилейный год Сергея Васильевича. Чем стал для вас нынешний фестиваль?
– Я даже не знаю… Тем же, что и прежде! (Смеётся.) Я надеюсь, что и в будущем нас будет по-прежнему согревать, объединять и вдохновлять музыка Рахманинова, его абсолютные нетленные шедевры. Конечно, нынешний год юбилейный. Но мы видим, что каждый наш фестиваль – это всегда успех, полные залы. Люди с нетерпением ждут фестивальных концертов. Это так важно! Я, конечно, статистику не веду, но даже боюсь представить, сколько выдающихся пианистов – и молодых, и очень зрелых, – сколько дирижёров за эти 12 фестивалей выступили в Казани! И это не менее важно! Кроме того, мы играем не только произведения Рахманинова. Исполняем музыку, которая так или иначе связана с его именем и по времени, и по стилю. И, конечно, я очень рад, что столько музыкантов соприкоснулись с таким богатством. В этом и есть смысл фестиваля. Настолько интересно слушать новые интерпретации, новые откровения! Вот сколько всего самого главного!
– Одновременно с концертами «Белой сирени» вы нашли время для двух знаковых и чрезвычайно интересных концертов в Москве. Был вечер музыки Александра Чайковского.
– В моей творческой судьбе он сыграл одну из самых главных, решающих ролей. И не только как композитор, но и как человек, с которым мы уже дружим больше четверти века. Мы познакомились ещё в 1990-х. Чайковский был тогда советником Валерия Гергиева по репертуару в Мариинском театре. И для всех он казался совершенно неприступным, что связывалось с занимаемой им высокой должностью. А я только начал учиться в 1990 году в Петербургской консерватории и, естественно, очень много времени проводил, как студент дирижёрского факультета, в Мариинском театре. Чайковский был очень влиятельным и авторитетным, на него все смотрели снизу вверх. Тогда я даже подумать не мог, что именно мне посчастливится сыграть первый в истории Петербургской консерватории творческий вечер московского композитора.
– Вечное соперничество двух столиц?
– Да уж. Мы знаем эти коды: Москва и Петербург – две крепости (смеётся). И вот – по-моему, это было в 2001 году – я стал главным дирижёром оперной студии Санкт-Петербургской консерватории. С мечтой сыграть музыку Чайковского! И мы в итоге сыграли его роскошный концерт для двух фортепиано (6 июня в этом сочинении солировали Борис Березовский и Дмитрий Маслеев; в концерте принимали участие Наталья Петрожицкая, Олеся Петрова и Евгения Кривицкая. – М.З.), симфонию № 2 «Водолей». На вечере были Марис Янсонс и Никита Михалков, которые специально приехали на тот концерт. Это было моё боевое крещение! Первое творческое испытание со своим коллективом. И я очень горжусь, что столь значимый для меня проект связан с именем Александра Владимировича. После именно он рекомендовал Юрию Абрамовичу Башмету приехать в Петербург и сыграть со мной, тогда ещё начинающим дирижёром. Так мы познакомились с Башметом, и Юрий Абрамович пригласил меня к себе. Ну а потом Чайковский стал худруком Московской филармонии в 2003 году. И я заступил на свою должность в Казани в 2010-м. Сегодня Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан имеет собственный абонемент в Московской филармонии (первый и единственный среди региональных коллективов. – «ЛГ»). Надеюсь, что эта история будет продолжаться. А уж про «Стан Тамерлана» Чайковского вообще нельзя забывать.
– Ваша «визитная карточка»…
– Где мы только его не исполняли! В любом городе, куда приезжаем, когда дело доходит до «бисов», нам сразу из зала кричат: «Стан Тамерлана!» Да. Настоящая визитная карточка оркестра Татарстана.
– Вы исполнили «Русский реквием» Александра Чайковского. Сам композитор говорил: «Пусть «Русский реквием» станет хотя бы малой толикой всеобщей благодарности героям войн от спасённых ими поколений, которым предстоит жить дальше». Как вы считаете, обращение в данном случае не к каноническим текстам, а к стихам русских поэтов усиливает трагическую составляющую?
– Чайковский мне впервые доверил сыграть «Русский реквием» с музыкантами Санкт-Петербургской консерватории. С тех пор мы играли его неоднократно, в том числе на юбилейном концерте Александра Владимировича в 2006-м. Я думаю, что это очень органично – идея реквиема и русская поэзия. Эти стихи сами по себе создают атмосферу, которая музыкой многократно усиливается. И не надо никаких переводов, объяснений, даже ассоциаций. Всё понятно от первого до последнего звука. Великое произведение!
– О великом. Вы записали все симфонии Петра Ильича Чайковского, Людвига ван Бетховена, Сергея Васильевича Рахманинова. Настала очередь Густава Малера. Планируете начать записывать Малера этим летом?
– Нет, нет. Этим летом мы записывать ничего не будем. Я абсолютно осознанно беру паузу, потому что оркестру нужно отдохнуть. Ребята работают в таком напряжённом режиме, что необходимо помедитировать немного нам всем. И набраться новых сил. Поэтому в текущем сезоне я отказался от начала «малеровского марафона».
– Но Малер будет?
– Обязательно! Малер начнётся в следующем году. Я надеюсь, что к 2026 году мы как раз эту работу и закончим. Тем более тогда будет отмечаться 60-летие оркестра. И это явится серьёзным… нет, не подарком… неподходящее слово… Серьёзной вехой в истории оркестра. И – повторю – я надеюсь, что столь гигантскую работу, которую я задумал, мы к тому времени уже реализуем.
– Вы недавно вернулись из Венгрии. Что исполняли на родине Листа?
– Мы концертировали в Дебрецене. Он считается вторым по величине городом после столицы. Вы знаете, меня потрясает, что в сравнительно небольшой по географическим меркам стране только в Будапеште 12 симфонических оркестров! И практически по столько же в каждом более-менее крупном городе этой страны. И с одним из таких – оркестром Дебрецена – я поработал. Дебреценской филармонии в этом году исполнилось 100 лет. И мне выпала честь дирижировать на 100-летии и – мало того! – мы ещё и сезон закрывали. Так сказать, «два в одном». Я дирижировал двумя концертами; первый транслировался в прямом эфире по венгерскому радио «Культура», и знаю – были очень хорошие отзывы. Так что получилась очень интересная история, которая, думаю, будет иметь продолжение. Я ведь в последнее время очень редко на гастроли выезжаю. В основном работаю со своим оркестром. Но в Венгрии с удовольствием побывал. Исполняли мы Второй концерт Шопена и «Фантастическую симфонию» Берлиоза – одно из моих любимых произведений. Прекрасный был опыт – в гостях сыграть эту замечательную музыку.
– Вы много ездите по России. Знаю, что собираетесь с оркестром снова в «Сириус», где уже закрывали в этом году своим концертом Новогодний фестиваль.
– Да, на этот раз поедем в декабре. Снова будем закрывать большой предновогодний проект двумя концертами. А скоро в Сочи откроется новый концертный зал. По задумке, это будет что-то совершенно грандиозное, масштабное, нереальных размеров снаружи, а внутри – наверняка с роскошной акустикой. И мы будем одними из первых, надеюсь, кто сыграет там.
– Но вернёмся в Москву. Прошёл концерт из произведений Верди, Пуччини и Петра Ильича Чайковского. Можно сказать, настоящее олицетворение самого понятия «опера»!
– Да. ГАСО РТ выступает в скромной роли творческих партнёров солистов, несмотря на то что это абонемент оркестра. Мы давно дружим и много раз выступали вместе и с Динарой Алиевой, и с Бехзодом Давроновым. Динарочка эту программу и предложила. А я очень люблю оперу вообще. Концерт прошёл сначала в Казани, затем в Москве. Это настоящее счастье – любимая музыка, любимые солисты, любимый оркестр. И конечно же, новые встречи со старыми друзьями. Мы встретились с Владимиром Ивановичем Федосеевым, который только что сыграл в Казани концерт. Он героически согласился на приглашение приехать и выступить. Это стало незабываемым событием – общение с ним, его репетиции.