Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 сентября 2025 г.
  4. № 36 (7000) (10.09.2025)
Культура

От камер-юнкера Пушкина до поручика Лермонтова

Седьмой международный «Островский-фест» в Кинешме

12 сентября 2025
Кирилл Федотов и Алина Чернобровкина в спектакле «Душечка»

Анна Сокольская

Александр Николаевич Островский владел имением Щелыково недалеко от Кинешмы и 12 лет проработал в этом волжском городе мировым судьёй. Черты Кинешмы мы можем увидеть в созданных драматургом волжских городах – Калинове и Бряхимове. Там снималась протазановская «Бесприданница». Рядом с Кинешмой Юрьевец и Иваново, где не один год проходит международный кинофестиваль «Зеркало. Философия Тарковского».

Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского под руководством Натальи Викторовны Сурковой, выступающий организатором фестиваля, был открыт 26 декабря 1897 года. Помощь в этом начинании оказали брат драматурга и вдова Александра Николаевича. И вот уже несколько десятков лет творческий коллектив бережно хранит традицию каждый новый сезон открывать пьесой А.Н. Островского.

Так что фестиваль малых театральных форм в Кинешме – событие настолько же естественная, насколько и художественно оправданная и даже необходимая!

На фестивале Кинешемский театр показал посвященный Александру Николаевичу спектакль «Одесские грёзы. День из жизни артиста Мартынова», рассказывающий о русском актёре Александре Евстафьевиче Мартынове (1816 1860). Но об этом чуть ниже.

Пока же надо сказать, что в 2025 году на фестивале было представлено 19 спектаклей театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Владимира, Луганска, Кинешмы, а также от зарубежных театральных школ из Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Франции.

У камерного театра свои законы. Малое пространство сцены нередко лишено пьедестала, а в зале бывает не больше 100 человек. Там не часто ставится популярная классика, но эти театры много работают с редким или оригинальным драматургическим материалом, а камерные залы нередко превращаются в со-творческие лаборатории создателей спектакля и зрителей. Бывает, что спектакль малой формы, который могут увидеть за один раз не более 100 зрителей, становится сенсацией сезона.

Однако в Кинешме многие из этих спектаклей игрались на большой сцене – в зале, вмещающем более 500 зрителей, и оказалось, что они там абсолютно органичны. И этому есть простое объяснение: камерность не означает мелкотемья. Достаточно посмотреть на список лауреатов, на спектакль открытия фестиваля, чтобы увидеть: все эти работы поднимают большие темы, говорят о больших личностях. Камерность же дает создателям спектакля возможность пристального, внимательного взгляда, а для актеров нередко оказывается и экспериментом, в том числе и в самопознании, и серьезным шагом в профессии.

Спектаклем открытия фестиваля стала работа Театра Романса Олега Погудина (ТРОП) «Лермонтов. Я к вам пишу». Спектаклем – открытием конкурсной программы - получившая гран-при в номинации «Моноспектакль» работа «Спасти камер-юнкера Пушкина» (Луганский академический музыкально-драматический театр имени М. Голубовича. Режиссёр-постановщик и исполнитель Александр Редя.)

На сцене – народный артист России Олег Погудин

Несколько лет назад Александр Редя сказал в интервью: «...я поклонник камерных спектаклей, камерного театра...У меня очень приземленные мечты – плюс к основной работе в театре заниматься камерными спектаклями на малой сцене. Если это получится – я буду счастлив». И это получилось.

В целом обращение к великому русскому слову и великим и трагическим страницам нашей истории стало доминантой фестивальной программы. Так, говоря о своём спектакле «Лермонтов.Я к вам пишу», народный артист России Олег Погудин отметил:» «Мы видим как актуальна и востребована эта история, насколько она современна и своевременна!»

То же мы увидим, посмотрев на список победителей.

В номинации «За талантливое воплощение советской классики в национальной традиции» – спектакль «Деревенские рассказы». Музыкально-драматический театр имени Райымбека Сейтметова, Казахстан, Туркестан. Режиссёр-постановщик Фархадбек Канафин.

Гран-при в уже упомянутой номинации»Моноспектакль» «Спасти камер-юнкера Пушкина».

В номинации «Лучшая женская роль» – Альфия Фабр, моноспектакль «Мать Мария», посвященный святой Марии Парижской – Елизавете Кузьминой-Караваевой. Театр «Русские дети Монпелье». Франция. Альфия Фабр – выпускница Театрального института им. Б. Щукина (Москва), 13 лет прослужила в театре в качестве актрисы и режиссера, параллельно занималась педагогической деятельностью – преподавала предмет «Мастерство Актёра» в Уфимском государственном институте искусств. В настоящее время работает во Франции.

В номинации «Лучшая мужская роль» — Роберт Непогода, за роль Николая Плужникова в моноспектакле О. Гуниной «Я-русский солдат». Владимирский академический театр драмы, Владимир.

В номинации «Лучший ансамбль» — спектакль «Спасибо деду за Победу!». Русский духовный театр «Глас», Москва. Режиссёры-постановщики Никита Астахов и Татьяна Белевич.

В номинации «Лучшая мужская роль» – Владимир Дегтяренко. Моноспектакль В. Дегтеренко, А. Левицкого «Человек Летающий». Центральный Дом актёра им. А.А. Яблочкиной, Москва.

В номинации «Лучший дуэт» – Алина Чернобровкина и Кирилл Федоров – спектакль «Душечка» Театра «Школа драматического искусства», Москва.

Гран-при. «За камерный спектакль» – спектакль «Ночь Гельвера» по пьесе Ингмара Виквиста (Ярослава Свержича). Театр на Немиге, Беларусь, Минск. Режиссёр-постановщик Олег Коц.

В номинации «За убедительное воплощение современной драматургии» – моноспектакль «Агата вне доступа», в роли Агаты – Софья Ледовских. Драматический театр «Большая медведица». Режиссёр-постановщик Валерия Приходченко, Москва.

Вернемся к спектаклю хозяев фестиваля. В номинации «За идею и художественное воплощение образов Островского и Мартынова» был отмечен спектакль «Одесские грёзы. День из жизни артиста Мартынова». Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского. Режиссёр-постановщик Евгений Ланцов. Молодой, ещё без знаменитой бороды, драматург Островский везёт фантастически популярного артиста Императорского театра Мартынова на лечение в Одессу, затем в Крым. Они останавливаются в одесской гостинице «Донатти». Они молоды и талантливы, Мартынов благодаря Островскому заявляет о себе как серьезный трагический актер, став был первым исполнителем роли Тихона в только написанной «Грозе» (1859). Его Тихон метался между искренней любовью к жене своей Катерине и любовью к матери, Марфе Игнатьевне (Кабанихе). В финале этой роли Мартынов, как свидетельствуют современники, достигал «мочаловской силы» и начал восприниматься зрителями как большой трагический актер... Но у актера развивается чахотка и жить ему остается совсем немного...

Посмотрев на список спектаклей-победителей можно легко увидеть и тенденции современного театрального делания и то, чего ждёт от театра зритель: честного разговора о жизни и судьбе.

Поводя же итог можно сказать, что фестиваль стал ярким и значительным событием в нашей культурной жизни. Но, наверное, не бывает ни одного события про которое нельзя сказать «а ещё хотелось бы»...

Фестиваль - живой организм, поэтому там возможны и недочёты и накладки. Хотелось бы, чтобы их было поменьше.

Но очень важно, что все эти мелочи и проблемы роста не заслонили главного – что каждый участник фестиваля и каждый зритель на вопрос «Любите ли вы театр?» мог совершенно искренне ответить «Да».

И конечно, хотелось бы, чтобы у этого замечательного фестиваля была впереди долгая счастливая жизнь.

Тэги: Театральная площадь
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Услышать звук колокола…

    09.09.2025
  • Змея египетская

    27.08.2025
  • В ритме жизни: новый сезон, новые кресла, новые спектакли

    23.08.2025
  • «Торикос» – ничейный остров?

    14.08.2025
  • Череда зависимостей и (раз)влечениий

    08.08.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Выставка Интервью Событие Утрата Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS