Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 марта 2019 г.
Телеведение

От комического до космического и назад – одна буква

13 марта 2019
Алексей Агранович  в роли юмориста Аркадьева

«Юморист» – режиссёрский дебют журналиста, писателя, сценариста и композитора Михаила Идова, который пожил в нескольких странах и может считаться либо гражданином мира, либо, как говорили при дряхлеющем тов. Сталине, «безродным космополитом».

Герой фильма – советский эстрадный чтец Борис Аркадьев, сыгранный Алексеем Аграновичем, получившим театральную известность в спектакле Кирилла Серебренникова «Обыкновенная история», причём Агранович, ранее игравший персонажей второго плана, так точно вписался в новую роль, что можно ожидать его попадания в номинации «Белого Слона» и «Ники». Весьма выразительны в «Юмористе» и другие исполнители, сколь бы мало экранного времени им ни досталось, от Юлии Ауг в роли поклонницы героя и Полины Ауг в роли его мимолётной любовницы до белорусского актёра Анатолия Котенёва, представшего в образе генерала КГБ, который вызвал Аркадьева на юбилей генеральской супруги, дабы тот произнёс тост и потешил в бане его ближний круг солдатским юмором.

Естественно, что Идов со своим жизненно-культурным опытом вывел на экран героя, в котором угадываются многочисленные прототипы: и юмористы «Клуба 12 стульев» тогдашней «Литературки», и участники чрезвычайно популярной в СССР передачи «Вокруг смеха», и стендап-комики из американских фильмов («Человек на Луне», «Ленни», «Луи», «Человек года»), и череда отечественных «лишних людей» – Чацкий с Онегиным, вампиловский Зилов, географ, который глобус пропил, и даже Довлатов из фильма Германа-младшего. Автор «Юмориста» добавляет к этому «Кое-что ещё» (название фильма Вуди Аллена) – намёк на запрещённую в России «Смерть Сталина» и на запретную с конца 40-х до второй половины 80-х гг. прошлого века «еврейскую тему», всплывающую в самом начале фильма, когда Аркадьев в застольном разговоре дополняет старый губермановский «гарик» о том, почему евреев не берут в космонавты (а если берут, то, как и юмористов, под русскими фамилиями). «Потому что не вернутся. Привыкли жить в безвоздушном пространстве» – меланхолично замечает герой, давая оценку политическому режиму в стране и обнаруживая под воздействием спиртного собственные психологические травмы. А травмирован он не только пятым пунктом и цензурой, не дающей ему делать на эстраде нечто подобное тому, что творили в те годы Эдди Мёрфи, Джим Керри и скончавшийся в знаковом 1984 году (когда и происходит действие фильма) «антикомик» Энди Кауфман, но и своим конформизмом, благодаря которому достиг всесоюзного успеха с незамысловатым сюжетом про макаку и пляжного фотографа – хотя мог выбрать судьбу Венедикта Ерофеева или эмигрировавшего из-за преследований КГБ Николая Бокова, автора «Удивительных похождений Вани Чмотанова», впервые опубликованных за рубежом. Этот «цорес» от несостоятельности, выраженный Идовым и Аграновичем во всем облике Аркадьева, влечёт героя к выпивке, позволяющей ему вести себя согласно народной пословице: выплеснуть с языка то, что трезвым держал в уме – как бывало, кстати, и с Зиловым. Он выходит из границ на упомянутом выше застолье, отпускает шутку насчёт национальной идеи («водка и космос») и срывается в бане из-за требования генерала «Шути!» – но камерный бунт не мешает ему продолжать гастроли с обезьяньим номером и дожить с ним (через монтажный скачок) до сих пор.

Финальный выход в сегодняшний день и закадровый рэп Фейса про блэк-лист для юмористов-сатириков – единственные прямые отсылки к современности, позволенные себе уже создателем фильма, обращённого в талантливо воссозданное, но непрожитое и потому довольно условное прошлое, в котором за безобидным эстрадником следят филеры, а средь ночи являются двое в штатском, чтобы молча доставить в пустом лайнере на космодром для развлечения попавшего в передрягу советского космонавта.

Этот ретровектор «Юмориста», равно как и обращённость к рефлексивному зрителю, не сулят больших сборов в отечественных кинотеатрах, однако художественно-интеллектуальный уровень фильма уже привлёк внимание кинопрессы и должен вызвать интерес на нашем интернет-телерынке России, а также в странах-копродукционерах Латвии и Чехии.

Виктор Матизен

Тэги: Виктор Матизен PROCONTRA
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бегущие в никуда

    03.08.2022
  • Любовная драма на фоне Кавказской войны

    01.06.2022
  • По неписаному шаблону

    18.05.2022
  • Упыри без скуки

    06.04.2022
  • Души в пустыне

    09.03.2022
  • Трагедия, фарс, мелодрама

    91 голосов
  • Французик из…

    77 голосов
  • Иностранец в России,

    74 голосов
  • Страсти по Зулейхе

    72 голосов
  • По стопам «Сволочей»

    71 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS