Национальная литературная премия им. П.П. Бажова переехала из уральской столицы в провинцию. Прошлогоднюю церемонию чествования лауреатов принимал небольшой городок к югу от Екатеринбурга – Полевской. Нынешняя премия, 24-я по счёту, пройдёт там же.
Примечательно, что Бажовской премии уже многие годы предрекали спад, невостребованность и, как следствие, естественное умирание. А тут ещё переезд в провинцию! Скажете – всё, мол, сдала премия? Совсем наоборот – выиграла. Намного увеличился призовой фонд, участников стало почти в 10 раз больше, среди информационных партнёров появились федеральные издания (в том числе «Литературная газета»). А главное – мероприятие из традиционной кулуарной церемонии награждения переросло в многодневный фестиваль с лекциями, мастер-классами, творческими вечерами. Вот такая метаморфоза!
О том, как удалось оживить некогда самую престижную премию Урала, «ЛГ» рассказал управляющий директор Северского трубного завода (на минуточку – главного спонсора премии!), почётный металлург РФ Дмитрий Марков.
– Дмитрий Всеволодович, а ведь в успех дела поначалу мало кто верил, не так ли? Полагали, что если уж в Екатеринбурге «не выходит каменный цветок», то чего ожидать от провинции. Однако Бажовская премия просто преобразилась!
– Скептическое отношение к переезду премии я видел. Но нас, металлургов, не так-то легко смутить. Не скажу, что положительный результат был в точности просчитан, но он оказался абсолютно ожидаем. Полевской – родина самых знаменитых сказов Бажова, родина русского малахита. Это своего рода код города, для большинства полевчан близкая и понятная тема. Отсюда огромный зрительский интерес. Если в Екатеринбурге на церемонию собирался небольшой зал, то здесь на каждое мероприятие в рамках премии собиралось огромное число любителей литературы, писателей и просто заинтересованных горожан. Порой не было свободных мест – люди вставали между рядами, у открытой двери и слушали часами. А послушать было что. Одно из самых удачных новшеств, на мой взгляд, организация лекториев, мастер-классов, творческих встреч в рамках премии. Где ещё житель провинции пообщается с известными сценаристами, продюсерами, литераторами? Поэтому, безусловно, зерно упало на подготовленную почву.
– Популярных персон ещё нужно как-то заманить приехать в глубинку. А как это сделать?
– Престижем и статусом. Премия должна открывать яркие имена, быть на слуху, должна привлекать конкурсантов. Организаторы увеличили в разы призовой фонд и не просчитались – претендентов на победу стало намного больше. Откликнулись литераторы из Европы, Турции, Армении, США. Россия была представлена участниками от Калининграда до Владивостока. Три с половиной тысячи литературных работ в разных номинациях – это не шутка. Чем шире выбор, тем больше ярких авторов премия имени Бажова сможет показать. Тем престижнее она будет в дальнейшем.
– Уж извините, но зачем металлургическому предприятию дополнительные, непрофильные расходы на поддержку литературы в наше нестабильное время?
– К меценатству в России вообще часто относятся с недоверием. Поэтому и вопросы такие нередко задают. Не верят, что можно помогать, заботиться, не считая собственную выгоду. Тем более когда речь идёт о бизнесе. А ведь на Урале этой традиции века. В Полевском, в частности. Заводовладельцы содержали приюты, организовывали школы, библиотеки. Дмитрий Соломирский, например, последний владелец заводов округа из династии Турчаниновых-Соломирских, купил в Екатеринбурге зал Маклецкого, один из лучших филармонических залов России, отремонтировал его, оборудовал мебелью и музыкальными инструментами и подарил горожанам. В современном мире это бы назвали социальной ответственностью.
– Заводу-меценату, бесспорно, низкий поклон. Но неужели помимо финансовых и организационных забот премия больше ничего не принесла городу и предприятию?
– Северский трубный завод находится в Полевском, в Полевском живут работники завода, растут их дети. Нам нужно, чтобы общение с сотрудниками не ограничивалось предоставлением работы с соответствующей зарплатой и какими-то небольшими социальными выплатами. Важно, чтобы заводчане были развитыми, культурно образованными и духовно богатыми людьми. Это, если хотите, выгодно. С такими работать интереснее и надёжнее. А будущие поколения территорию нашего присутствия станут развивать и на нашем предприятии трудиться. Так что наши шаги дальновидные.
Выгода, кстати, тоже есть. Премия улучшила социальный имидж завода, а городу дала толчок к развитию. Серьёзно увеличился туристический поток, о Полевском как о родине сказов Бажова, родине малахита узнали десятки тысяч уральцев, россиян. Наши музеи «Северская домна», «Малахитовая шкатулка» сейчас активно принимают туристов, водят экскурсии по местам сказов. Интерес подталкивает к ещё большему развитию. И город дышит современной жизнью.
– Каких приятных сюрпризов ждать нам от следующего, 24-го сезона премии? Он уже на подходе.
– На днях соберём организационную группу, будем обсуждать развитие темы лекториев, встреч в самом широком формате. Они дают исключительные знания, неоценимую помощь и пользу не только писателям и окололитературным кругам. Например, на прошедших мероприятиях премии подняли несколько важных тем: о цензуре и плагиате, о фейковых новостях и экстремистских группах в социальных сетях. Приезжали гости из Донбасса, очевидцы происходящих там событий. Это надо было слышать! Только в зале в это время почти не было подростков и молодёжи. Большое упущение! А ведь это как раз та аудитория, для которой информация из первых уст и необходима, и интересна. С этим надо поработать детально для будущего фестиваля.
– Книжные новинки отслеживаете? Имена победителей престижных мировых, российских конкурсов знаете? Или у металлурга времени в обрез? Какое-то мнение о состоянии современной литературы в России, на Урале для себя составили?
– Новинки не отслеживаю, но пользуюсь рекомендациями знакомых, друзей. Читаю немало. Вижу, что появились новые жанры, стили, темы. Это интересно. Правда, расстраивает, что литература, в том числе уральская, мало рекламируется. Ежедневно на человека обрушивается мощный информационный поток, он реагирует на то, что успело захватить внимание. Включите любой центральный канал: идёт реклама, в ней – трейлеры фильмов. И ни одного анонса вышедшей или готовящейся к печати книги. Да, я понимаю, сколько стоит реклама на телевидении, но...
– У государства есть преференции на этом поле...
– Только они не используются. Хотя можно показать книгу, небольшой синопсис сделать. Для этого нужно 20 секунд, повторяемость, и, думаю, тема зайдёт. Надо пропагандировать книги в бумажном виде и обязательно – аудиоиздания. Многие имеют привычку в дороге что-то слушать – и могли бы слушать книги. Шесть часов ехать под музыку или новости – с ума сойдёшь! С книгой – можно. А если читают мастера с хорошим голосом, с правильной дикцией – заслушаешься!
– За последнее время кто или что из мира литературы произвело на вас впечатление?
– Потрясающие эмоции оставила встреча с пермским писателем Алексеем Ивановым, знакомство с его творчеством. Кстати, Алексей – лауреат премии имени Павла Бажова. Я бы его назвал современным уральским классиком. Он уже получил всероссийскую известность за романы «Сердце Пармы», «Географ глобус пропил», за документальные книги – «Хребет России», например. В полевской музей «Северская домна» Алексей уже несколько раз приезжал с выставкой, проводил творческие вечера, рассказывал о языческих корнях горнозаводского производства, о связи угорских легенд с русским фольклором, о традициях культового литья из меди и бронзы – это тоже металлургия. Интересно, что в Полевской за новыми произведениями Алексея Иванова читатели приезжали специально из Екатеринбурга и области. Это ведь литература о нас, о нашей уральской идентичности.
– Как бы вы её описали – уральскую идентичность?
– Пожалуй, это любовь к труду в суровых условиях. Тяжёлый труд, но в то же время труд творческий. Его ещё Бажов описывал в работе камнерезов, рудокопов и старателей, и, скорее всего, тогда и случилось зарождение нашей уральской идентичности. Это то наследие, которое мы всеми силами сейчас поддерживаем. Уральцы давно усвоили: чем глубже знаешь корни, тем крепче растёшь…
Беседу вёл
Александр Федосов