Самое первое в мире открыли в Лондоне аж в 1863 году. Это была всего одна ветка длиной 6 километров, но именно она стала началом целой эпохи. Интересно, что сама идея витала в воздухе задолго до этого. Существует история про русского императора Александра I, который в 1814 году захотел построить тоннель под Невой. Пригласили даже английского инженера Марка Брюнеля. Но проект так и не случился, а в итоге первый тоннель построили под Темзой в Лондоне, и то пешеходный. Вот такие были предтечи нашего привычного метро, пишет канал "Путешествия с Лидией Винокуровой", решив сравнить две абсолютно противоположные системы метро: одну из самых маленьких и закрытых в мире — Пхеньян, и одну из самых больших и хаотичных — Нью-Йорк. Контраст просто поразительный.
Строить метро в северокорейской столице начали в 1968 году. Говорят, что главным толчком было желание руководства обогнать Сеул — и им это удалось! Пхеньян открыл свою подземку на год раньше. Правда, сейчас сеульское метро больше в 20 раз (да-да, 487 км против 22,5 км в Пхеньяне). Метро здесь — это не просто транспорт, а грандиозный памятник. Станции носят говорящие названия: «Победа», «Воссоединение», «Слава».
Станции «Пухын» («Возрождение») — одна из самых глубоких в мире — 100 метров под землей! Спуск на эскалаторе кажется вечностью. Поражает богатство отделки: массивные люстры, мозаики, мрамор. Очень напомнило наши московские станции.
На каждой станции — своя тема. На «Хвангымболь» («Золотые Поля») люстры сделаны в виде гроздьев винограда, а на панно изображен Ким Ир Сен в золотом поле пшеницы. Станция «Ёнгван» («Слава») и вовсе похожа на дворец: колонны в виде факелов, люстры как фейерверки и яркие мозаики с цветущей сакурой. Чистота идеальная, ни пылинки. Всё дело в том, что метро здесь — это еще и бомбоубежище на случай ядерной угрозы. Поэтому оно такое глубокое и тщательно охраняется. Повсюду дежурные в униформе, которые следят за порядком.
Проезд символический — около 2 рублей. Вагоны и эскалаторы в основном китайские. Интересно, что третью линию начали строить еще в 80-х, но забросили из-за нехватки денег. Да и, честно говоря, необходимости особой нет: наземный общественный транспорт справляет ся на ура.
А теперь перенесемся в Нью-Йорк. Это полная противоположность: 472 станции, 34 линии, круглосуточная работа и полный хаос для непосвященного. Это одна из старейших систем в мире, ее открыли в 1904 году, чтобы справиться с наплывом иммигрантов. С тех пор про красоту тут, кажется, забыли. Для многих впечатление от входа в метро будет ... шоковым. Вокруг валялись пустые бутылки, обертки, шприцы и лужи непонятного происхождения. Спуск в подземку часто представляет собой простую лестницу, что с багажом — то еще испытание. Внизу — голые металлические конструкции, рельсы и гул.
Самое сложное здесь — это навигация. По одним и тем же путям могут ходить разные поезда! Можно запросто сесть не в тот состав и уехать бог знает куда. Поезда делятся на локальные (останавливаются везде) и экспресс (только на крупных станциях). А если проехали свою станцию, просто так перейти на противоположную сторону нельзя — придется выходить на улицу и платить снова или ехать до пересадочного узла. Метро работает 24/7, но ночью спускаться туда страшновато. Легко можно лишиться кошелька или телефона. Зато в вагонах кондиционеры работают на ура.
Еще одна «визитная карточка» нью-йоркской подземки — крысы. Они здесь полноправные хозяева: бегают по рельсам и платформам, совершенно никого не боясь. Говорят, даже есть специальное приложение, которое показывает, на какой станции какая «крысиная» обстановка. Вот такой контраст.
Ранее мы писали о редких советских предметах, которые сейчас продают за сотни тысяч
Фото: соц сети