Александр Викторович Збруев – человек-легенда, гордость и слава «Ленкома», которому и в котором он служит 62 года, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии России и Премии города Москвы. Кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» II, III, IV степеней, ордена Почёта, лауреат премий «Золотая маска» и «Звезда театрала», других многочисленных кинематографических, театральных и общественных премий и наград.
Любимец миллионов свои дни рождения, особенно юбилеи, отмечать категорически запрещает и стоически не поддаётся ни на какие уговоры отступить от давно созданных им правил. Но не потому, что не уважает своих коллег и друзей, а просто этому противится его натура. К примеру, на прошлый юбилей он оплатил всей труппе посещение театрального буфета в течение двух дней. Каждый мог прийти в любимое ленкомовское пространство, поднять бокал вина за великого коллегу и съесть любое блюдо. Вообще, Александр Викторович консерватор в плане бытовых и жизненных устоев. Но удивительно демократичен и открыт всему новому, талантливому в театре и творчестве, пытлив и многогранен, молод и задорен. Иногда даже задирист. В «Ленкоме» всегда знают, что Збруев вошёл в театр: гулкое эхо старинного здания повсеместно разносит звук его особого голосового приветствия, которое он сам придумал, и уже многие десятилетия «збруевские позывные» не только часть его образа, но и часть «Ленкома».
Мудрость и стать Мастера – это не про него. Всё та же, как в далёком 1961-м, когда он перешагнул порог театра, густая чёлка, лукавый прищур глаз (его не скрыть за стёклами очков), юношеская осанка, в которой навсегда застыла романтика арбатских дворов, откуда он родом. И сегодня такое же, как в 60-х, непримиримое неприятие фальши, пошлости и штампов. Сам Збруев так определяет своё жизненное кредо: «Самое дорогое, что есть в нашей жизни, – это не золото и бриллианты, как некоторые думают, а Время, которое отпустил тебе Господь. Всё остальное – пена. Не получается у нас осознать это. Многие не понимают, что всё может мгновенно закончиться. А ты ничего не сказал, ничего не оставил, ничего не сделал. Зачем ты жил вообще?!»
Биография любимого миллионами народного артиста началась со звания «сын врага народа» (отца расстреляли в год его рождения, в 1938-м) и ссылки мамы и сына в Рыбинск. Но через 6 лет, по возвращении в Москву, театр и кино завладели мальчиком раз и навсегда. Этому способствовала актёрская профессия мамы, снимавшейся в немом кино, а также служение старшего брата и других родственников в Вахтанговском, Малом и во МХАТе. Первым судьёй, вынесшим пожизненный вердикт юному Збруеву, стала Надежда Михайловна Вахтангова, подруга мамы влюблённого в театр Александра, вдова великого режиссёра. «Сон Пети» из романа «Война и мир», прочитанный арбатским дворовым хулиганом, коим слыл в ту пору Збруев, стал его первым успехом на большом пути к театральной и кинематографической славе. А поступление в 1957 году в Щукинское училище на курс Владимира Этуша захватило талантливого юношу целиком и в 1961 году привело молодого артиста в труппу Театра имени Ленинского комсомола, в котором он служит по сей день. Однако на ленкомовскую сцену Збруев ступил ровно 70 лет назад, в 1953-м, сыграв в спектакле под названием «Чудесная встреча» Собаку Акбилек. Так что юбилей у Мастера нынче двойной.
Анатолий Васильевич Эфрос, возглавивший Московский театр им. Ленинского комсомола в 1963-м, стал самой большой «режиссёрской любовью» Збруева, его важнейшим проводником и ориентиром в профессии на всю жизнь. Позже Александр Викторович не раз вспоминал: «Можно было заслушаться во время репетиций! Кстати, Эфрос никогда не сидел в кресле, он всё время стоял рядом с актёрами – или показывал что-то, или объяснял. Он часто давал открытый урок: приходили актёры разных театров. Анатолий Васильевич давал задание и объяснял задачу, какие взаимоотношения должны быть на сцене… Невозможно было оторваться».
По приходе в театр новый главный режиссёр включился в работу над пьесой «До свидания, мальчики!», которую ставил Сергей Штейн. Пришедший из Центрального детского театра Эфрос окунулся в родную атмосферу жизни подростков. Именно он посоветовал Штейну ввести в работу молодого артиста Збруева, который только что снялся в фильме «Мой младший брат». И в этом спектакле вдруг проступила столь недостающая театру «судьбоносная линия». Об этой произошедшей перемене тогда очень точно написал Александр Свободин: «…вообще грубоватая сила в юноше, к которой в «тех» спектаклях театра относились с симпатией, здесь дискредитирована. Интеллект оказывается предпочтительнее, этическое начало важнее… Что ж, если это симптом новой веры театра, то это очень хорошо».
Таким образом, «Звёздный билет» (так называлась повесть Василия Аксёнова, по которой снят фильм «Мой младший брат») оказался счастливым для Збруева сразу в два направления – в кинематограф и в театр. Эфросовские «104 страницы про любовь», «В день свадьбы» и наиболее знаковая работа – главная роль в спектакле «Мой бедный Марат» – стали для Александра Збруева главными университетами в актёрской профессии. Счастливое сотворчество длилось недолго: талантливый человек неудобен, а Эфрос был особо талантлив, поэтому вскоре его сняли с должности главного режиссёра «Ленкома». За Эфросом на Бронную ушли многие, было такое устремление и у Збруева, но он успел прирасти к «Ленкому», который стал ему Домом. Эту «прописку» Збруев не сменил. Зато кинематограф вновь поманил артиста. В 1966 году актёрской удачей стала главная роль сотрудника ОБХСС Александра Алёшина в детективной картине Г. Раппапорта «Два билета на дневной сеанс». Упрочили успех роли Григория Ганжи в телефильме А. Коренева «Большая перемена» (1973) и хоккеиста Игоря Волгина в музыкальной мелодраме А. Михалкова-Кончаловского «Романс о влюблённых» (1974).
Отношения с пришедшим в 1973-м в Театр им. Ленинского комсомола Марком Захаровым сложились не сразу. Режиссёр и артист приглядывались друг к другу. Были годы второстепенных ролей и простоя. Но Захаров, безусловно, упрочил актёрскую славу Александра Збруева, который создал в театре галерею блестящих образов в спектаклях «Иванов», «Хория», «Оптимистическая трагедия», «Мудрец», «Шут Балакирев», а также «Гамлет» (режиссёр Г. Панфилов), «Школа для эмигрантов» (режиссёр П. Штейн), «Tout paye, или Всё оплачено» (режиссёр Э. Нюганен), «Борис Годунов», «Князь» (режиссёр К. Богомолов). И конечно, три выдающихся захаровских спектакля, в которых Александр Викторович выходит на сцену и сейчас: «Ва-банк», «Женитьба», «Вишнёвый сад», – составляют гордость современного репертуара «Ленкома Марка Захарова».
После ухода легендарного Мастера Александр Збруев активно поддержал соратника и друга Марка Анатольевича, директора «Ленкома» Марка Варшавера на посту руководителя в его организационно-творческих планах, в стремлении сохранить всё лучшее, созданное за четыре с половиной десятилетия, и двигаться дальше. По предложению Марка Варшавера именно Александр Збруев возглавил творческий совет театра. В него входят ведущие ленкомовцы, для которых Збруев – эталон подлинного русского интеллигента, носитель этики и эстетики ленкомовского Дома, актёрского братства, того цементирующего духовного фундамента, без которого немыслим русский репертуарный театр. А Марк Борисович Варшавер, который работает со Збруевым 44 года, продолжает «сверять с Александром Викторовичем театральные часы» и обсуждает с ним новую работу на сцене «Ленкома», которую все очень ждут.
Збруев часто вспоминает своих прежних партнёров: «…это бесконечно близкие мне люди, я их очень люблю. К сожалению, многих нет на этом свете. Но я постоянно вспоминаю и Сашу Абдулова, и Олега Янковского, и Евгения Павловича Леонова, и Татьяну Ивановну Пельтцер… Мне всегда хотелось с ними общаться. Всегда хотелось до них дотронуться. Хотелось не соперничать, а быть партнёрами с ними. Потому что партнёрство – это и твой успех, и успех талантливого сотоварища».
Несколько поколений ленкомовцев прошло через творческие вехи актёрской жизни Александра Збруева. Вчерашние начинающие сами стали народными и заслуженными, любимцами публики. Накануне юбилея Мастера и легенды «Ленкома» мы побеседовали со многими ведущими артистами, которые долгие годы выходят на сцену с Александром Викторовичем и общаются с ним в ежедневном режиме.
Владимир Юматов,
народный артист РФ:
– Александр Викторович – удивительный человек. Я его называю философом от театра. Есть актёры, которые покоряют какую-то вершину и считают, что они на горе и им можно сверху снисходительно взирать на тех, кто внизу, оценивать молодёжь и думать, заберутся ли они на эту гору, сравняются ли с высокой планкой или нет. Збруев не таков, он агностик. Он отрицает конечность постижения театра. Он убеждён в том, что развитие театра происходит бесконечно и зафиксировать какую-то истину в театре невозможно. Я удивляюсь его профессиональной непосредственности, когда он приходит в гримёрку и начинает со мной делиться впечатлениями. Он ведёт себя как ребёнок: «Ты знаешь, я вчера смотрел один спектакль в другом театре, так интересно, оказывается, можно существовать на сцене. Как бы мне хотелось это попробовать!» Я вдруг понимаю, что в его творческой жизни не было этого опыта, и мне становится стыдно, потому что я этого спектакля не видел. А он всё время ищет какие-то новые способы существования на сцене, ищет новый актёрский опыт. Я очень жалею, что он всего лишь раз в жизни, с 2000 по 2004 год, взял курс в ГИТИСе. Что-то его заставило отказаться от дальнейшей педагогической работы. Это огромная потеря для театральной педагогики. Он мог бы столько интересного дать молодёжи…
Александр Лазарев,
народный артист РФ:
– Самое главное в Александре Викторовиче как в актёре – это чувство правды. Он чувствует фальшь мгновенно, категорически не допускает её в работе. А поскольку обладает огромной харизмой, то харизма, умноженная на правду, составляют очень редкий и мощный дар! Збруев, как никто, своим примером, актёрским существованием, отношением к партнёрам, коллегам, младшим товарищам подаёт пример, учит, как нужно существовать и жить в театре. Я же считаю его своим крёстным отцом и в театре, и в кино, потому что, если бы не Александр Викторович, я не знаю, как бы сложилась моя судьба. Благодаря ему я получил первую заветную роль в спектакле «Гамлет» Глеба Панфилова, где меня заметил Марк Захаров, и началась моя жизнь в театре «Ленком». И в кино самый первый фильм случился благодаря Александру Викторовичу Збруеву, который меня посоветовал режиссёру. Не забуду никогда, как они вместе со своим другом, Олегом Ивановичем Янковским, будучи невероятно занятыми, посвящали огромное количество времени молодым артистам, мне и Дмитрию Певцову, когда мы репетировали «Гамлета». Это, конечно, актёрский и человеческий подвиг. Такое не забывается. И сегодня он горячо поддерживает мои режиссёрские начинания. Приходит на спектакль «Бег», внимательно смотрит, анализирует.
Андрей Леонов,
заслуженный артист РФ:
– Я любил, люблю и буду любить Александра Викторовича всегда, потому что это очень важная часть меня и моей жизни. Конечно, я знаю его с детства, часто видел в театре, где постоянно бывал с отцом. Сначала в спектакле «Иванов», а затем в замечательной постановке «Хория». Никогда не думал, что буду участвовать в этом спектакле вместе с ним. Вообще, Збруев оказал на моё культурное развитие огромное влияние. И не только своей актёрской игрой. Ещё в советское время, когда отец приобрёл видеомагнитофон, у нас дома был «уголок Збруева», где лежали кассеты, которые он нам привозил. Может быть, эти фильмы были запрещены, но он каким-то образом их добывал. Благодаря ему я посмотрел «Кабаре», например, или «Пролетая над гнездом кукушки», культурно был подкован и своим сверстникам хвастался. После того как папы не стало, Александр Викторович Збруев для меня самый главный человек. Какие-то сложности, проблемы – я звоню и советуюсь с ним по всем вопросам. А в театре он самый главный мой оценщик.
Олеся Железняк,
заслуженная артистка РФ:
– Александра Викторовича я увидела впервые ещё школьницей. У меня дома хранится маленький входной билет с его подписью: «Удачи!» Это оказался счастливый билет! Я тогда не мыслила, что буду артисткой того же легендарного «Ленкома». Придя в него, увидела Збруева в спектакле «Варвар и еретик», где он играл Мистера Астлея. Уже 25 лет прошло, дети мои выросли, а Александр Викторович не меняется. Он такая постоянная величина, константа. Мы с ним играли в спектакле «Шут Балакирев», где он был в роли Ягужинского. Сейчас вместе играем в «Женитьбе». И сегодня Александр Викторович полон сил, энергии, вдохновения. Когда Збруев играет – это «фейерверк на сцене», он любит «похулиганить», у него нет «звёздной успокоенности».
31 марта, в день своего 85-летия, Александр Збруев выйдет на сцену «Ленкома» в спектакле Марка Захарова по пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба» в роли отставного пехотного офицера Анучкина. Этот гротесковый фейерверк, который артист вновь подарит зрителям, станет главным подарком и для самого юбиляра, ведь день рождения он справит с самыми главными людьми в своей жизни и в самом главном своём Доме.