9 октября в 11.00 на знаменитом «Доме на набережной» в Москве откроют мемориальную доску легендарному журналисту, писателю, собкору «ЛГ», драматургу Юлиану Семёнову.
Событие приурочено ко дню рождения писателя: 8 октября ему исполнилось бы 93 года. А уже в субботу, 12 октября, в 17.00 в столичном «Библио-Глобусе» будет представлена фундаментальная биография «Юлиан Семёнов: от Виткевича к Штирлицу».
Её автор Алексей Репин – директор дома-музея Юлиана Семёнова в посёлке Олива в Крыму. 750 страничный увесистый том вышел в свет в Оренбургском книжном издательстве им. Г.П. Донковцева тиражом 1000 экземпляров. Это совместный проект с Культурным фондом Юлиана Семёнова, который возглавляет его дочь Ольга Семёнова (на фото), а существенную финансовую поддержку издательству оказало Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России.
Для оренбургских издателей стало неожиданностью и большой честью предложение, озвученное автором осенью прошлого года. Следует напомнить, что солидная биография Юлиана Семёнова, написанная его дочерью Ольгой, не раз переиздавалась в серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия». Именно она при непосредственном участии «Литературной газеты» связала Оренбургский благотворительный фонд «Евразия» с дочерью писателя в 2016 году и привела к возвращению из незаслуженного забвения первой художественной книги Семёнова – «Дипломатический агент». Повесть о легендарном разведчике и дипломате Иване Виткевиче написана на оренбургском архивном материале, часть действия разворачивается в Орске и Оренбурге. И теперь оренбургским издателям было предложено взяться за фундаментальную биографию Юлиана Семёнова.
Название книги выбрано Алексеем Репиным не случайно. Издание охватывает период от детства будущего писателя до конца 1980 х годов и строится по хронологии создания Ю.С. Семёновым книг, посвящённых отечественной внешней разведке – от «дипломатического агента» Российской империи Виткевича (1808–1839) до цикла произведений о Максиме Максимовиче Исаеве – Штирлице. Алексей Репин скрупулёзно описывает жизнь и творчество писателя на основе малоизвестных документальных материалов и свидетельств, развенчивает мифы, окутавшие как личность самого Семёнова, так и историю создания его произведений и их экранизаций.
Из книги Алексея Репина
…Как известно со слов Юлиана Семёнова, Штирлиц – «образ вымышленно-собирательный». Сразу после выхода «Мгновений» писатель сообщал, что при создании образа Штирлица были использованы факты деятельности нескольких разведчиков: Николая Кузнецова, Рудольфа Абеля, Рихарда Зорге, Льва Маневича – то есть буквально всех разведчиков, имена которых были раскрыты в советской прессе к периоду создания романа (конец 1968 года). А ещё намекнул, что «образ этого разведчика «списан» с нескольких ныне здравствующих людей, которым хочется принести благодарность за их великолепную, честную и смелую жизнь». Всё это даёт простор для самых смелых предположений, некоторые из них, безусловно, заслуживают внимания и будут рассмотрены далее. Есть мнение искать прототипы Штирлица, а вернее, его предшественников в литературе и кино. Возможно, этот путь действительно проливает больше света на генезис персонажа. С этой точки зрения можно с ходу назвать несколько прототипов Штирлица: Алексей Федотов, Зигмунд Колосовский и… Мария Глухова.
Выражение «всё начинается с детства», несмотря на банальность, верно. Семён Ляндрес, как мы помним, после войны работал в Трофейной комиссии, осуществлявшей репарации (предметом его деятельности был вывоз полиграфического оборудования), и смог получить разрешение на приезд сына на каникулы. Привёз 13 летнего Юлика к отцу его сослуживец, полковник Константин Лесин. Подросток, увидевший в июне 1945 года, через месяц после Победы, разрушенный Берлин, будет нести эти картины в своей памяти всю жизнь. И, став писателем, сможет создать такого героя, в достоверность которого поверят настолько, что станут искать прототипы.
…Колонну заключённых ведут эсэсовцы с овчарками. Внезапно один из пленников отважно вырывается, нападает на охранника и бежит. Его преследуют, он забегает в католическую церковь, где священник укрывает его... Нет, это не провокатор Клаус внедряется к пастору Шлагу. Это «Зигмунд Колосовский, был такой фильм Минской киностудии, который их поколение ещё в сорок пятом смотрело раз по десять; герой антифашистской борьбы обманывал нацистов как хотел, дурни, что они понимали вместе со своим бесноватым…» – так Юлиан Семёнов напишет в 1984 году в романе «Аукцион». Память подведёт писателя – кинофильм «Зигмунд Колосовский» был снят на Киевской киностудии и вышел на экраны в 1946 году.
«У вас продаётся славянский шкаф?» – это даже не столько пароль, сколько культурный код послевоенного поколения. Фильм Бориса Барнета «Подвиг разведчика» был снят уже на другом качественном уровне. Главный герой, советский разведчик Алексей Федотов, под легендой офицера вермахта Генриха Эккерта внедряется в немецкий штаб и похищает не только важные документы, но и самого немецкого генерала, да ещё и пьёт с немцами под тост не просто «за победу», а «за НАШУ победу». В образе Федотова угадываются черты Николая Кузнецова, о котором в 1948 году впервые напишет командир отряда специального назначения «Победители» Дмитрий Медведев в книге «Это было под Ровно».
…Весна 1945 года. Красная армия на подступах к Берлину. В это время немцы договариваются о сепаратных переговорах с англо-американскими союзниками. Гиммлер, Борман, Кальтенбруннер, Шелленберг стремятся обеспечить успех переговорам. Но один из сотрудников Шелленберга работает на советскую разведку и сделает всё, чтобы переговоры сорвать. Нет, пока ещё это не штандартенфюрер Штирлиц, это штурмбанфюрер Марта Ширке – а на самом деле отважная советская разведчица Маша Глухова. Кинофильм «Секретная миссия» снял в 1950 году Михаил Ромм, за что был удостоен пятой по счёту Сталинской премии. Пожалуй, это первый советский политический детектив, где наряду с вымышленными героями показаны не только нацистские руководители, но и Уинстон Черчилль собственной персоной. А Вальтер Шелленберг – заметный персонаж картины – в 1950 году ещё жив; его роль играет Александр Пелевин. Кстати, в черновиках «Семнадцати мгновений весны» один из руководителей Центра будет назван генералом Пелевиным.
Сценаристами «Подвига разведчика» и «Секретной миссии» выступили Михаил Маклярский и Константин Исаев. Михаил Маклярский – бывший чекист, в годы войны работавший в контрразведке. Константин Исаев (знакомая, кстати, фамилия) – профессиональный кинодраматург. В 50–60 е годы Маклярский в качестве соавтора сценария (партнёром, как правило, выступал профессиональный сценарист) поучаствовал во многих шпионских и детективных лентах: «Ночной патруль», «Заговор послов», «Инспектор уголовного розыска», «Выстрел в тумане» и других. К шпионскому детективу «Выстрел в тумане» (1963) Юлиан Семёнов писал диалоги – работа эта в титрах фильма не зафиксирована, но об этом говорилось при обсуждении сценария «Петровка, 38» на «Мосфильме».
Собственный же «шпионский сценарий» Юлиан Семёнов написал ещё в середине 50 х, одновременно с первыми рассказами. Молодой чекист Сергей Глазков весной 1945 года заброшен в Германию со спецзаданием, но попадает в плен 12 апреля 1945 года – сначала к немцам, а после Победы в лагерь перемещённых лиц, где его вербуют американцы. Потом его забрасывают в СССР, и спустя несколько лет на него выходит связник и вовлекает в спецоперацию по похищению из СКБ (специального конструкторского бюро) важных оборонных документов. Затем группа шпионов захватывает в воздухе самолёт, летящий в Сухуми, с целью угнать его в Турцию (эту наработку с деталями автор спустя много лет использует в «Противостоянии» – вплоть до грима главного злодея). Но Сергей оказывается не шпионом, а настоящим чекистом – всё было под контролем, и в самолёте после короткой схватки шпионы обезврежены. Сценарий закрученный и местами даже запутанный. Фантазировал автор вволю: тут и перестрелки на границе, и ночная жизнь американской зоны оккупации, и чехословацкая контрразведка, и погони на автомобилях с автокатастрофой, и переодевания шпионов в форму МГБ, и убийства с помощью ядов, и арест Берии (намёк на то, что шпионы могли быть связаны с ним, ведь Берия осуждён именно как «английский шпион»), и угон самолёта, и даже гонки на реактивных истребителях. Один из шпионов носит фамилию Семёнов – это позволяет датировать сценарий 1954 годом, когда Юлиан Ляндрес не использовал ещё свой псевдоним-фамилию, иначе вряд ли дал бы её отрицательному персонажу.
К этому же времени относится воспоминание Василия Ливанова: «Юлик тогда ухаживал за Катей, и у него появилась надежда, что его любовь взаимна. В отличном настроении, возвращаясь с Николиной Горы в Москву на своём красном мотоцикле, он закладывал такие виражи на мокрой от дождя дороге (изображая, как он мне потом признался, нашего разведчика в Германии), что его занесло и он проехал на спине вдоль длинного нетёсаного тисового забора». То есть речь идёт об осени 1954 года, и «виражи на мокрой дороге», вероятно, сопровождали работу над сценарием. Кстати, как потом станет известно, лихо гонять на мотоцикле любил Рихард Зорге.
Помимо зародыша будущей сцены «Противостояния», в этой «пробе пера» сосредоточен интерес автора к весне 1945 года, последним военным месяцам, всего на несколько десятков дней предшествовавшим времени, когда сам будущий писатель увидел Германию в июне 1945 го.
Первая повесть Юлиана Семёнова, «Дипломатический агент», была посвящена востоковеду и разведчику Ивану Виткевичу, действовавшему в Центральной Азии в первой половине ХIХ века. А вот вторая, написанная в 1959 году, была уже более современной и рассказывала об антифашистском подполье в Европе в годы войны. Называлась она «Господин большевик»…