Анализируя высказывания президента России, стоит обратить внимание на предельно откровенную риторику, без эвфемизмов и дипломатических уловок. Если бы существовала система измерения уровня прямоты речей Путина, эта – 16 августа 2022 года – точно оказалась бы в лидерах.
Причина, возможно, в адресатах, среди которых министры обороны десятков стран, а с военными лучше изъясняться без обиняков. Впрочем, лексика президента вполне соответствовала моменту – международная обстановка сложная, а противостояние с «коллективным Западом» обострено чрезвычайно.
Вот наиболее характерная цитата – ключевой посыл выступления:
«…Всё больше стран и народов выбирают путь свободного, суверенного развития с опорой на свою самобытность, традиции, ценности. Этим объективным процессам противодействуют западные глобалистские элиты, провоцируя хаос, разжигая застарелые и новые конфликты, реализуя политику так называемого сдерживания, а по сути – подрыва любых альтернативных, суверенных путей развития. Тем самым они всеми силами пытаются сохранить ускользающую из их рук гегемонию, власть, пытаются удержать страны и народы в тисках неоколониального по своему характеру порядка. Их гегемония означает стагнацию для всего мира, для всей цивилизации, мракобесие и отмену культуры, неолиберальный тоталитаризм.
В ход идут любые средства. США и их вассалы грубо вмешиваются во внутренние дела суверенных государств: организуют провокации, государственные перевороты, гражданские войны. Угрозами, шантажом и давлением пытаются заставить независимые государства подчиниться своей воле, жить по чужим для них правилам. И всё это делается с одной целью – сохранить своё доминирование, ту модель, которая позволяет паразитировать на всём мире, как это было веками до этого, а такую модель можно удержать только силой…»
Следует отметить и знаковый фрагмент обращения, который может свидетельствовать о новом этапе взаимодействия России с Китаем. До сих пор на столь высоком уровне не комментировался недавний вояж на Тайвань Нэнси Пелоси. Апелляция лидера России, казалось бы, в частности указывает на повышение уровня вовлечённости РФ в проблематику региона и более высокую степень поддержки Китая: «Недавно США в очередной раз сознательно попытались подлить масла в огонь и раскачать ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Американская авантюра в отношении Тайваня – это не просто поездка отдельного безответственного политика, а часть целенаправленной, сознательной стратегии США по дестабилизации и хаотизации обстановки в регионе и мире, наглая демонстрация неуважения к суверенитету других стран и к своим международным обязательствам. Видим в этом тщательно спланированную провокацию…»
Важная составляющая выступления – тема украинского кризиса. Путин напомнил о первопричине: выдвинутые Россией в декабре прошлого года предложения о мерах взаимной безопасности в очередной раз были проигнорированы Западом. «…Для удержания своей гегемонии им нужны конфликты. Именно поэтому они уготовили народу Украины судьбу пушечного мяса, реализовали проект «анти-Россия», закрывали глаза на распространение неонацистской идеологии, на массовые убийства жителей Донбасса, накачивали и продолжают накачивать киевский режим вооружениями, в том числе тяжёлыми. В этих условиях мы приняли решение о проведении на Украине специальной военной операции в полном соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций. Цели этой операции определены ясно и чётко – это обеспечение безопасности России и наших граждан, защита жителей Донбасса от геноцида…»
Подтверждение целей и задач СВО хотя и становится своего рода ритуалом, тем не менее имеет важнейшее значение не только для внешней аудитории, но и в первую очередь для внутренней.
Вадим Попов