Летом в Петербурге открылась новая художественная галерея – Bashmakov Gallery. Её владелец и организатор Павел Башмаков выбрал из своей коллекции для первой выставки «10 рецептов бессмертия Сальвадора Дали» оригинальные объекты работы знаменитого сюрреалиста, созданные из стекла; авторские фотографии, а также всемирно известные графические серии и серию арт-объектов «Десять рецептов Бессмертия». В экспозицию также были включены и листы из серий «Божественная комедия» и «Библия», которые принимали участие в выставках в Государственном Эрмитаже. Павел Башмаков – племянник знаменитого отечественного коллекционера и знатока искусства Марка Башмакова, познакомившего отечественную публику с таким направлением, как книга художника, когда книга делается как совокупное произведение искусств, где автор отвечает не только за собственно содержание и иллюстрации, но и за переплёт, шрифт и т.д. Направлению этому отдали дань Пикассо, Матисс, Кандинский, Шагал и другие крупнейшие художники прошлого столетия.
«ЛГ» побеседовала с Павлом Башмаковым.
– Как появилась идея создания галереи, сколько времени прошло от рождения идеи до её реализации?
– Идея галереи появилась практически сразу, когда я начал заниматься книгой художника, точнее, выставками художников Парижской школы ХХ века. Коллекционеры, как я понимаю, делятся на два больших лагеря: одни покупают искусство исключительно, чтобы наслаждаться самим и делиться этим удовольствием с узким кругом друзей и родных. Вторым – к этому лагерю принадлежу, полагаю, я, – важно демонстрировать свою коллекцию, не держать её в четырёх стенах. Мне бы хотелось, чтобы как можно большее количество людей получало удовольствие от просмотренного, новые знания. Галерея – логичное продолжение моей деятельности коллекционера. Невозможно делать всё сразу; когда торопишься, можно наломать дров. Жизнь сама даёт нам знаки и возможности – важно это увидеть. И такой знак был дан, когда вдруг пришло предложение от квартала «Ленполиграфмаш» (по названию крупного предприятия, находившегося здесь в ХХ веке) поучаствовать в конкурсе на свободное помещение для галереи. Мы приняли участие в конкурсе, выиграли его и сейчас воплощаем эту идею в жизнь. А вообще, с рождения идеи галереи до её открытия прошло восемь лет.
– Как вы оцениваете начало работы галереи?
– Я даже предположить не мог, какое количество энергии, сил, затрат, в том числе финансовых, потребуется, чтобы галерею открыть. Это колоссальный труд и выход из зоны комфорта, в которой я мог бы находиться, продолжая делать выставки не на своей территории. Скажем, ты приезжаешь в другой город, открываешь выставку в каком-то музее, тратишь на это три-четыре дня: подготовить экспозицию, проследить за развеской, провести открытие… Всё, после этого можно на два месяца об этой выставке забыть.
Здесь же каждый день нужно решать новые задачи, которые никто, кроме тебя, не сделает: построение коллектива (слава богу, у меня хорошие сотрудники), отладка работы охранной и пожарной сигнализации, работа с дизайнером… Это определённый вызов. Надеюсь, это хорошенько встряхнёт меня и даст импульс чему-то новому, тем более что в процессе открытия галереи много чего узнал.
– Были ли у вас учителя в этом деле, может быть, заочные?
– Может быть, не учителя, а примеры. Прежде всего, это замечательная галерея на Монмартре. Раньше она называлась «Космос Дали», сейчас носит название «Дали. Париж». Она объединяет музей с уникальной экспозицией и галерею, где продаются произведения искусства. Есть там и замечательный сувенирный магазин. Там работают увлечённые люди, с которыми я познакомился и поддерживаю связь. В этой галерее очень правильно организовано пространство.
Второй пример. Коллекционер Хайнц Берггрюн уехал после прихода к власти нацистов, и вернулся он туда в 1996 году – со своей коллекцией. И тридцать лет из этих шестидесяти, что он находился в изгнании, он собирал искусство: Пикассо, Джакометти, Клее, Матисс... Сегодня на основе его коллекции создан музей. Примечательно, что он сохранил собрание за собой, но власти Берлина предоставили ему замечательное здание в районе Шарлоттенбург. Было бы здорово, если бы городские институции заинтересовались моим проектом, помогли бы со зданием… Пока до этого не дошло, и городским меценатом выступает квартал «Ленполиграфмаш», который на весьма льготных условиях предоставляет мне это помещение, за что его руководству огромное спасибо.
С другой стороны, несмотря на всю информацию, которую мы даём, большинство гостей жалуются, что найти нас тяжело. Наша галерея не находится на передней линии какого-то из главных проспектов, она внутри квартала. Петроградская сторона мне очень близка, это мой любимый район. Я очень люблю эпоху модерна, большинство зданий здесь построено именно в это время. Мне приятно здесь находиться, но было бы неплохо оказаться на большой оживлённой магистрали – на Невском или на Каменноостровском проспекте.
Сегодня в моей коллекции довольно большое количество оригинальных работ, и это не только графика, если касаться того же Дали, но и бронзовые барельефы, скульптура, стеклянные объекты, керамика, прижизненные фотографии… Хочется выйти на новый уровень в том, что касается формирования коллекции. Хочется составить собрание живописных работ, в частности акварели и гуашевой графики Дали и других представителей Парижской школы. Такого у нас в стране нет. Петербург достоин того, чтобы появилось ещё одно место притяжения туристического и художественного интереса. Думаю, петербуржцы достойны этого, и, если город выделит для этого помещение, выиграют все.
– Есть ли обратная связь с публикой, которая ходит к вам? Что гости ожидали и что получили?
– Публика ходит не в галерею, а на конкретную выставку, в данном случае – произведений Сальвадора Дали. Но я слышу и восторженные отзывы непосредственно о пространстве, что, конечно, приятно. Говорят, галерея устроена очень красиво, элегантно... Что касается конкретной выставки, то процентов девяносто людей, которые побывали здесь, благодарят и говорят, что восхищены экспозицией. Процентов десять уходят молча и в недоумении, а если что-то и говорят, то что-то вроде: «Мы такого не ожидали, Дали тот ещё персонаж». В любом случае мы даём людям эмоции. Это Сальвадор Дали, не нужно заранее готовиться к посещению выставки, тем более выставки Дали, но стоит понимать, что ты можешь увидеть странные вещи. Следующая экспозиция у нас будет посвящена творчеству Марка Шагала. Тут, думаю, проценты положительных отзывов будут стремиться к 99.
– Вас неизбежно сравнивают с вашим дядей – знаменитым коллекционером и знатоком искусства академиком Марком Ивановичем Башмаковым, благодаря которому в Эрмитаже появился Кабинет книги художника…
– Марк Иванович открыл мне большое количество художников, которых я знал только по именам либо не знал вообще. Ему было интересно показать широту Парижской школы, чтобы было представлено 200, 300, 400 имён. Я же беру отдельных авторов: Дали, Шемякин, Кандинский, Пикассо и некоторые другие, – занимаюсь ими более детально... Но разница между нами в данном случае несущественна. Количество знаний, которыми он делился со мной, поразительно. Марк Иванович – человек космической величины. Я поражаюсь тому, насколько глубоко он мог погружаться в самые различные и, казалось бы, несовместимые темы. Наука, альпинизм, коллекционирование книг, преподавание, написание учебников по математике и книг по истории искусства… Человек в совершенстве владел несколькими языками, декламировал стихи на русском и на французском… Я понимаю, что таким же не буду, да это и не нужно, у каждого свой путь. Но его способность глубоко погружаться в предмет штудий – это то, чему я хотел бы научиться. Для меня его уход – это невосполнимая потеря.
Беседу вёл Сергей Князев