Наталья ЛЯСКОВСКАЯ
Поэт, прозаик, переводчик, публицист. Член Союза писателей России. Работает в пресс-службе Международного Союза православных женщин. Председатель жюри фестиваля для детей и юношества «Таланты Московии». Председатель жюри (поэзия) Всероссийского Гумилёвского литературного конкурса для подростков и юношества «Золотое сердце России».
Родилась на Украине, в городе Умань. Окончила Литературный институт им. А.М. Горького (семинар Е. Винокурова). Автор многих публикаций в центральной и региональной прессе, автор нескольких книг для взрослых и детей: «Окно в давно забытый сад», «Душа Наташи», «Сильный Ангел», «Ежиная книга», «Сказки о варежках и бабушках», «Преподобный Сергий Радонежский» и др. Живёт в Москве.
Родилась на Украине, в городе Умань. Окончила Литературный институт им. А.М. Горького (семинар Е. Винокурова). Автор многих публикаций в центральной и региональной прессе, автор нескольких книг для взрослых и детей: «Окно в давно забытый сад», «Душа Наташи», «Сильный Ангел», «Ежиная книга», «Сказки о варежках и бабушках», «Преподобный Сергий Радонежский» и др. Живёт в Москве.
* * *
А вдруг это не я убита под Донецком –
в овраге, у куста, роса на волосах…
И кофточка моя, и рюкзачок простецкий,
и мой нательный крест…
И стрелки на часах
стоят на пять ноль пять – как раз сверкнуло солнце,
когда снаряд влетел в отцовскую «газель».
Что ж не прикрыли нас герои-оборонцы,
что ж дали помереть среди родных земель?
Да вон они лежат – вповалку, кто как падал,
с простреленной главой, с распоротым нутром…
А с краю – я, тычком, с пригожим парнем рядом –
Иваном, Василём, Георгием, Петром.
И это я, добыть семье воды и хлеба
не смогшая опять, в халупе ледяной
лишь об одном молю безжалостное Небо:
пускай они умрут в единый миг со мной!
И это – тоже я: весь покалечен катом,
стою под минный вой на проклятом мосту,
а смерть в лицо орёт: «Давай! – отборным матом, –
меняй скорее жизнь на лучшую, на ту…»
И старики, чей мир опять войной разорван,
погибшие в боях отцы и сыновья,
и матери в слезах, и дочери по моргам:
все эти люди – я.
Все эти люди – я.
* * *
Как в зеркале, вдруг отражается в сердце
весенняя дерзость листвы –
и хочется жить, встрепенуться, согреться,
откинуть платок с головы,
стряхнуть чей-то прах с обожжённой ладони,
забыть имена палачей,
не чуять спиной смертоносной погони,
не слышать угрозы врачей.
Воскреснуть, как песнь соловья поиюньно,
из пены сиреней восплыть
такой торжествующей, лёгкой и юной –
какой никогда уж не быть...
Как в зеркале, вдруг отражается в сердце
весенняя дерзость листвы –
и хочется жить, встрепенуться, согреться,
откинуть платок с головы,
стряхнуть чей-то прах с обожжённой ладони,
забыть имена палачей,
не чуять спиной смертоносной погони,
не слышать угрозы врачей.
Воскреснуть, как песнь соловья поиюньно,
из пены сиреней восплыть
такой торжествующей, лёгкой и юной –
какой никогда уж не быть...
* * *
Отличаю белое от чёрного,
отличаю лебедя от ворона,
да сужу частенько сгоряча.
В человеке тьмы и света поровну,
если я встаю на чью-то сторону –
у кого-то гасится свеча.
О своём бы нарыдаться вволюшку,
да молиться без конца за Колюшку,
да беречь запечного сверчка,
уж пора бы вроде успокоиться:
день и ночь передо мною Троица –
в самом центре сердца и зрачка.
Мир исправить – скорбная утопия,
что ж я лезу и ломаю копия,
когда след бы слушать зов земли?!
На пороге смерти и прощания,
Боже, дар смиренного молчания
мне, такой безпосульной, пошли…
мне лампа ни к чему, когда пишу о Боге.
Исходит кровный свет из скрюченной руки –
и тает боль во тьме, как ром в горячем гроге,
бежит по пальцам ток, пронзая плоть листа,
и сами по себе в венки плетутся звуки,
и падает платок, задев гвоздочки рта,
на них мой вечный смех распят в весёлой муке…
Декабрь страх струит, а я ещё жива,
врач говорит: «Акме», – и я почти не плачу,
а на столе стоят изюм и пахлава,
и я в своём уме, а ведь могло иначе…
Подруга Соломон вещает: всё пройдёт,
поспи – и организм вберёт режим привычный!
Ну, здравствуй, цитрамон, помятый патриот –
последний эвфемизм убогой жизни личной.
И правда, может быть, уж так в дугу вдвоём
варить на кухне суп и по аптекам шарить,
под ручку обходить ближайший водоём
и средь отхожих куп шашлык на шпажках жарить,
и спорить: кто важней из двух российских глав,
ты – водкой, чаем – я упорно гробить почки,
и до скончанья дней мотаться в Мирослав
– оршанские края, припёка под Опочкой,
где, подоткнув подол, с рассвета дотемна
на грядках пропадать в батрачках у свекрухи
и видеть, как гниёт от ходжкина она,
пытаясь залатать прорехи в утлом духе,
а после, через ад больничных стен пройдя,
рыдать да хоронить то эту, то другого,
и видеть Божий мир сквозь решето дождя,
и у собак искать сочувственного слова…
Так нет же, нет, не сметь! К смиренью путь иной
я выберу опять – ведь для меня не ново
сквозь буерак переть, и смерть ловить спиной,
и прикрывать главу дерюгою терновой,
и представлять мейнстрим в юродивых стихах
тем, для кого писать – лишь способ делать деньги,
и видеть райский крин в дырявых лопухах,
и по-вьетнамски выть, и по-пермяцки веньгать,
и сложенный крестом хохляцко-польский пых
хранить под рушничком на дне старинной скрыни –
я в семьдесят шестом отстала от своих,
и там моя любовь осталась к Украине…
Уходит жизнь, друзья, и я,
зажав в горсти признаний вам в любви проросшую пшеницу,
кладу их, как залог другого бытия,
за русского письма вселенскую божницу.
____________
*Акме (мистич.) – душа.
Акме (мед.) – высшая точка развития болезни.
Отличаю белое от чёрного,
отличаю лебедя от ворона,
да сужу частенько сгоряча.
В человеке тьмы и света поровну,
если я встаю на чью-то сторону –
у кого-то гасится свеча.
О своём бы нарыдаться вволюшку,
да молиться без конца за Колюшку,
да беречь запечного сверчка,
уж пора бы вроде успокоиться:
день и ночь передо мною Троица –
в самом центре сердца и зрачка.
Мир исправить – скорбная утопия,
что ж я лезу и ломаю копия,
когда след бы слушать зов земли?!
На пороге смерти и прощания,
Боже, дар смиренного молчания
мне, такой безпосульной, пошли…
Акме*
А Мосэнерго пусть кусает кулаки –мне лампа ни к чему, когда пишу о Боге.
Исходит кровный свет из скрюченной руки –
и тает боль во тьме, как ром в горячем гроге,
бежит по пальцам ток, пронзая плоть листа,
и сами по себе в венки плетутся звуки,
и падает платок, задев гвоздочки рта,
на них мой вечный смех распят в весёлой муке…
Декабрь страх струит, а я ещё жива,
врач говорит: «Акме», – и я почти не плачу,
а на столе стоят изюм и пахлава,
и я в своём уме, а ведь могло иначе…
Подруга Соломон вещает: всё пройдёт,
поспи – и организм вберёт режим привычный!
Ну, здравствуй, цитрамон, помятый патриот –
последний эвфемизм убогой жизни личной.
И правда, может быть, уж так в дугу вдвоём
варить на кухне суп и по аптекам шарить,
под ручку обходить ближайший водоём
и средь отхожих куп шашлык на шпажках жарить,
и спорить: кто важней из двух российских глав,
ты – водкой, чаем – я упорно гробить почки,
и до скончанья дней мотаться в Мирослав
– оршанские края, припёка под Опочкой,
где, подоткнув подол, с рассвета дотемна
на грядках пропадать в батрачках у свекрухи
и видеть, как гниёт от ходжкина она,
пытаясь залатать прорехи в утлом духе,
а после, через ад больничных стен пройдя,
рыдать да хоронить то эту, то другого,
и видеть Божий мир сквозь решето дождя,
и у собак искать сочувственного слова…
Так нет же, нет, не сметь! К смиренью путь иной
я выберу опять – ведь для меня не ново
сквозь буерак переть, и смерть ловить спиной,
и прикрывать главу дерюгою терновой,
и представлять мейнстрим в юродивых стихах
тем, для кого писать – лишь способ делать деньги,
и видеть райский крин в дырявых лопухах,
и по-вьетнамски выть, и по-пермяцки веньгать,
и сложенный крестом хохляцко-польский пых
хранить под рушничком на дне старинной скрыни –
я в семьдесят шестом отстала от своих,
и там моя любовь осталась к Украине…
Уходит жизнь, друзья, и я,
зажав в горсти признаний вам в любви проросшую пшеницу,
кладу их, как залог другого бытия,
за русского письма вселенскую божницу.
____________
*Акме (мистич.) – душа.
Акме (мед.) – высшая точка развития болезни.
* * *
Как будто мы вошли в библейскую главу,
где звон мечей и стон, по слову Самуила,
дрожит покров земли, подъемлет булаву
вождь филистимлян – он был назван в честь светила:
оно, в зенит взойдя, палит хлеба долин
и что живое есть на пажитях цветущих.
«Пошли нам, Бог, дождя!» – молил Вениамин,
узрев златых мышей в вефсамисянских кущах.
Но все погибли. Вот – ещё живую кровь
вбирают виноград, оливы и толстянки.
Копьё пронзило влёт насурьмлённую бровь –
прощай, красавец сын кефто и ханаанки!
Плач матерей разбил стеклянный свод небес
и полетели вниз осколки, перья птичьи,
Архангел вострубил, ждал Израиль чудес
– и явлены они в Давидовом обличье!
О, как пригож пастух: светловолос и юн,
как в голубых глазах сияет сила духа,
а чуть коснётся вдруг рукой кифарных струн –
все чувства только тень возвышенного слуха.
Но этот же певец безжалостен в бою,
нацеленней клинка, выносливей верблюда –
расплавленный свинец залил в пращу свою
и возвратил ковчег завещанного чуда!
Я оглянусь – вокруг всё та же брань, и вновь
всё тот же стон земли окрест вселенной слышен,
а на руках бойцов вновь пузырится кровь…
или они полны в раю созревших вишен?
Как будто мы вошли в библейскую главу,
где звон мечей и стон, по слову Самуила,
дрожит покров земли, подъемлет булаву
вождь филистимлян – он был назван в честь светила:
оно, в зенит взойдя, палит хлеба долин
и что живое есть на пажитях цветущих.
«Пошли нам, Бог, дождя!» – молил Вениамин,
узрев златых мышей в вефсамисянских кущах.
Но все погибли. Вот – ещё живую кровь
вбирают виноград, оливы и толстянки.
Копьё пронзило влёт насурьмлённую бровь –
прощай, красавец сын кефто и ханаанки!
Плач матерей разбил стеклянный свод небес
и полетели вниз осколки, перья птичьи,
Архангел вострубил, ждал Израиль чудес
– и явлены они в Давидовом обличье!
О, как пригож пастух: светловолос и юн,
как в голубых глазах сияет сила духа,
а чуть коснётся вдруг рукой кифарных струн –
все чувства только тень возвышенного слуха.
Но этот же певец безжалостен в бою,
нацеленней клинка, выносливей верблюда –
расплавленный свинец залил в пращу свою
и возвратил ковчег завещанного чуда!
Я оглянусь – вокруг всё та же брань, и вновь
всё тот же стон земли окрест вселенной слышен,
а на руках бойцов вновь пузырится кровь…
или они полны в раю созревших вишен?
Аркадий Зимин
Родился в 1956 году в Калуге. Окончил пединститут. Живёт в городе Новокозельске, работает учителем-словесником в школе. Стихи публиковал в местной печати, а также в коллективных сборниках. Евг. Евтушенко включил его стихотворение в последний том своей антологии «Строфы века».ОТПУСК
Вдали от родимых рельефовИ духоподъёмных глубин,
До синего моря доехав,
Я снова один на один
С Царьградом – земным и небесным,
С Исусом, что неумолим,
И с русским загадочным бесом –
Соавтором давним моим.
ВОСПОМИНАНИЕ
Женщина красиво раздевается,Туфли, бусы, платье и бельё...
Сердце моё нежно разрывается
От движений медленных её.
Словно бы прозрачными чернилами
Некогда начертанный секрет,
Всеми сокровенностями милыми
Предо мной является на свет.
Не спеши, загадочная, летняя,
С родинкой на млечной полосе,
Кружева перешагнув последние,
Сделаться такой же, как и все!
СВЕРСТНИКИ
Всё чаще вспоминаются ровесники,Ушедшие с земли давным-давно.
Во тьму заторопившиеся вестники,
Гонцы от поколенья моего.
Ах как вы жили, трепачи и лабухи!
В глазах горел лукавой мысли свет.
Я помню споры, озаренья, запахи
Дешёвого вина и сигарет.
Весёлые, хмельные, разноликие,
Крушили вы рутину и совок.
Какие были замыслы великие!
Но этот не успел, а тот не смог…
Когда за мной задёрнут вечный занавес,
(На всякий случай душу сохраня), –
Я и во тьме, друзья, легко узнаю вас.
А вы меня?
ОСЕНЬ
Октябрь уже отступит скоро.День раньше, чем вчера, погас.
Моя берёза у забора
Теряет золотой запас.
Дождь ночью пробежал по крыше,
Но лужи утром в струпьях льда.
И подбираются всё ближе
Врачующие холода,
И всё смешнее мне ужимки
Необходимой суеты.
И стали первые снежинки,
Как прежде первые цветы.
Варенье чаем запивая,
Уж не мечтаю вгорячах
О сумасшедших птицах мая,
Но лишь – о мартовских ручьях.
ЦИКЛ
Так долго оды пели,Что даже отупели.
Так рьяно верой жили,
Что всё разворошили
И гневно обличали,
Пока не заскучали
По временам наивным:
По одам и по гимнам…
СВАДЬБА 1955-го
В общежитии свадьба: гармошкаЗаливается. Шум. Беготня.
И со шкафа таращится кошка,
Как ватрушки крадёт ребятня.
Молодая – в цветном крепдешине.
Весь по форме жених-морячок.
И ему как мужчина мужчине
Гордый тесть наливает «сучок».
«Горько!» – требуют гости хмельные,
Сосчитать норовя аж до ста!
И покорные им молодые
Неумело сближают уста.
И встают, и смущённо уходят,
Чтобы строгая тёща потом
При честнóм распахнула народе
Простыню с честным алым пятном.
МОЛОДЫМ ПИСАТЕЛЯМ
Юность мы даром растратили,К черновикам наклонясь.
Ах, молодые писатели,
Вы не похожи на нас!
Как плодовито-отзывчивы
И коллективно-новы,
Как на зоила обидчиво
Стаей бросаетесь вы!
И потешаясь над буками,
Вросшими в письменный стол,
Вы за фуршетного «Букера»
Смените веру и пол.
В кайф вам тусить и пиариться
Да в интернете галдеть.
С вами тягаться – запариться, –
Лучше в тени посидеть,
Слушая, как вы из «ящика»
Кроете власть и жучил.
Вроде почти настоящие…
Кто б вас писать научил!
Игорь Караулов
Родился в 1966 году в городе Москве, где проживает и по сей день. Окончил географический факультет МГУ. Женат, двое детей. Автор трёх поэтических книг. Публиковался в журналах «Знамя», «Новый мир», «Волга», «Арион», «Новый берег», «ШО», «Воздух», «Критическая масса» и др. Лауреат Григорьевской поэтической премии (2011). В последние годы выступал в качестве публициста в газете «Известия», в «Литературной газете», на сайте «Свободная пресса».РЕЧФЛОТ
Поговори чуть-чуть со мной,мне холодно весной.
Возьми меня в свой флот речной,
в свой дивный флот речной.
Хотя бы юнгой в экипаж,
пусть я уже не юн.
Работу мне любую дашь,
хоть вычищать гальюн.
Я век стоял на берегу,
терял часы и дни.
Уже я видеть не могу
плавучие огни.
Какой оклад, какой расход –
расскажешь мне потом.
Возьми меня на теплоход,
идущий под мостом.
Где чардаш бьётся о фальшборт
и палуба в дыму.
Где кровь шампанская течёт
сквозь Тверь и Кострому.
Не отходи, побудь со мной,
мне сердце успокой.
Возьми меня в свой флот речной,
не нужен мне морской.
Хоть крысой в трюм меня впиши,
хоть судовым червём.
Последней браги для души
из Волги зачерпнём.
Потом глумись и веселись
весь бесконечный век.
Но хоть до Астрахани, плиз,
не списывай на брег.
весь бесконечный век.
Но хоть до Астрахани, плиз,
не списывай на брег.
ЛАСТОЧКИНО ГНЕЗДО
Говорил печальный Людвиг –Людвиг, прозванный вторым:
«Я так люблю мадам Баварию,
мадам Бавария – это я.
Есть у меня теперь семья,
и мы с семьёй поедем в Крым:
пусть строят замки сыновья
и в мяч играют сыновья».
И слушал серенький мышонок,
слушал розовый котей,
как говорил печальный Людвиг,
запахнув полу халата:
«Я буду баловать себя
и делать сам себе детей –
сладчайших деток из халвы,
из пастилы, из мармелада.
Я им дарую имена,
потом раздам их по своим:
пусть одного возьмёт любовь
и одного возьмёт война.
А младшего себе оставлю
в память, как летали в Крым.
Её крыло – моё крыло.
Моя слеза – моя страна».
ПИНАЮ
Когда мы встретимся в последнем матче,живые против неживых,
поплачьте обо мне, поплачьте,
я тоже буду среди них.
Я тренируюсь, я в себе пинаю
резиновую тьму.
В какой команде? Я пока не знаю,
да вряд ли и пойму.
ОБРЫВ
Там жили поэты, и каждый встречал.А тут уж никто не встречает.
От этого в сердце такая пичал,
что волком оно завывает.
То были поэты – пьянчуги, вруны,
людские весёлые лица.
А нынче – шакалы, кроты, грызуны,
клопы, тараканы, мокрицы.
Там было болото и почва была:
свобода, отечество, вера.
А здешняя почва – до края стола,
а дальше обрыв, блогосфера.
ДЕНЬ ПОЭЗИИ
Как грустно мне твоё явленье,за объявленьем объявленье:
«В рамках Всемирного дня поэзии...»
Нет, каша манная полезнее.
Когда ж устанут, Бога ради,
поэты – дружная семья –
сменять друг друга на эстраде:
сегодня ты, а завтра я?
Ах, широки же эти рамки,
денёчек длится больше месяца.
Но по прочтении программки
не тянет даже и повеситься.
МОЛОДЫЕ ПОЭТЫ
«Назовите молодых поэтов», –попросил товарищ цеховой.
Назову я молодых поэтов:
Моторола, Безлер, Мозговой.
Кто в библиотеках, кто в хинкальных,
а они – поэты на войне.
Актуальные из актуальных
и контемпорарные вполне.
Миномётных стрельб силлаботоника,
рукопашных гибельный верлибр.
Сохранит издательская хроника
самоходных гаубиц калибр.
Кровью добывается в атаке
незатёртых слов боезапас.
Хокку там не пишутся, а танки
Иловайск штурмуют и Парнас.
Не опубликуют в «Новом мире» их,
на «Дебюте» водки не нальют.
Но Эвтерпа сделалась валькирией
и сошла в окопный неуют.
Дарят ей гвоздики и пионы,
сыплют ей тюльпаны на крыло
молодых поэтов батальоны,
отправляясь в битву за село.
Есть косноязычие приказа,
есть катрены залповых систем,
есть и смерть – липучая зараза,
в нашем деле главная из тем.
ДРУЗЬЯ
Друзья у нас какие?Самые простые:
армия и флот,
собака и кот,
и радужная ящерица,
и сквозь облака
внимательно смотрящие
ракетные войска.
ЛЕВИАФАН
Я верю, будет майская прохладаи зычный баритон Левиафана
торжественно объявит нам с экрана,
что после продолжительных боёв
мы взяли Харьков, Киев, Кишинёв,
а также Львов – но нам его не надо.
АРКАДИЯ
В Аркадии все говорят красиво,поэтому я лучше на базар,
где миннезингер синий, точно слива,
споёт за грош про бегство янычар.
Да, на привоз, где сало из-под Балты
и гогошар от мирных молдаван.
Ах, друг Аркадий, как же задолбал ты
и твой расшитый люрексом диван.
Я слов хочу, что танкеры, причаля,
уж выгружают в ветреном порту.
Сырая галька мести и печали
мне крошит зубы, прыгая во рту.
Не от любви, от диких цен на мясо
сойди с ума, за килограмм хвостов
торгуйся языком народа мяо,
на языке властительных котов.