Наши продюсеры начинают осваивать направления, успешно существующие на Западе. На развалинах советского кинематографа, который был славен своими эпическими, поэтическими, психологическими шедеврами, лирическими комедиями и сказками, пытаются осваивать новые жанры.
В России уже не одно поколение выросло на иностранных мультиках, ужастиках и фэнтези про супергероев, и поскольку бороться с ними бессмысленно, надо создавать в этих жанрах что-то своё, перехватить и возглавить. Такие попытки совершались и совершаются. И бывают успешными.
Разыскивая «Майора Грома», которого продвигает в Сети могучая компания Netflix, наткнулся на, так сказать, пилот этого проекта, созданного по инициативе Артёма Габрелянова на базе одноимённого полицейского комикса. 25-минутный фильм 2017 года режиссёра Владимира Беседина получился динамичным, хлёстким – всё «как у них», даже лучше. Но зацепило меня не качество драк и погонь дорогого боевика-фэнтези, а актёр, которого раньше мне хвалить не приходилось. Александр Горбатов здесь не просто мужественный «супермент», в его майоре Громе привлекла некая отчаянность одиночки, угрюмая упёртость. И загадка – победить всех гадов невозможно, бороться с ними бессмысленно, но он почему-то борется. Почему? И актёр был для меня в этой короткометражке убедительнее, чем во всех своих многосерийных ролях. Была связка фэнтези с русским психологизмом.
В новом полнометражном фильме «Майор Гром. Чумной доктор» такой же цельности и такого же успеха нет. Другой режиссёр (Олег Трофим), другой исполнитель главной роли (Тихон Жизневский) и другая история. Волк-одиночка здесь даёт слабину, обнаруживает, что нуждается в друзьях. Да, такой Гром (новый исполнитель по амплуа всё же ближе к характерному герою, рубахе-парню, лукавому балагуру) в одиночку два часа времени внимания не удержит. Юный напарник (Алексей Сетейкин) намечен правильно, он должен был быть полной и комической противоположностью Грома, но эта функция почему-то у придурковатого генерала (Алексей Маклаков).
Основной конфликт между компьютерным гением (типа Дурова), который сам судит и казнит вконец обнаглевших нуворишей, и Громом, который вдруг почему-то стал гуманистом типа Шарапова, неубедителен. И все главные события слишком оторваны от нашей жизни, воспринимаешь фильм как иностранный. Питер в фильме не узнать, он настолько американизирован, что противно – где там такие трущобы-помойки, как в Детройте? Любовная линия с журналисткой (Любовь Аксёнова), которая интереснее героя, только намечена, более чем за два часа ничем не разрешается. И понятно, почему в кинопрокате ожидаемого успеха нет. Ну что ж, фильм при помощи Netflix пойдёт по миру. Будем следить. Но это как болеть за наших футболистов, которые играют в иностранных клубах, и то в основном сидят в запасе.
Иван Александров