Большой музыкант, чья профессиональная стезя определилась ещё в годы учёбы в Ленинградском хоровом училище при Капелле, маэстро Аниханов радовал и продолжает радовать своим искусством публику в России и за рубежом. Аниханов, много лет работавший главным дирижёром петербургского Михайловского театра (Малого театра оперы и балета), затем Ростовского музыкального театра, приглашённым дирижёром Большого театра и других театров и оркестров – а в настоящее время – главный дирижёр Волгоградского симфонического оркестра – дирижёр-универсал, способный с одинаково хорошим качеством дирижировать операми, балетами, опереттами и симфонической музыкой, а таких дирижёров на мировом музыкальном небосклоне – единицы.
Андрей, почему Вы выбрали профессию дирижёра?
- Думаю, выбор был обусловлен тем, что постепенно что-то стало получаться, и в меня поверили педагоги и старшие товарищи, как в возможного будущего коллегу. Если бы не было таких успехов, не стоило бы продолжать.
Какие не писаные нотами факторы есть в профессии дирижёра?
- Неписаные ноты есть и в музыке, и в жизни. В музыке - это общий высокий культурный уровень дирижёра, его знания, художественные впечатления, умение рассказать то, что не знают другие. Увлечь, заинтересовать, быть в хорошем смысле пунктуальным и вместе с тем свободным в музыке, быть артистом-солистом, своего рода режиссёром музыкального процесса. Про чисто профессиональные аспекты я не говорю, это само собой разумеется: чуткий слух, крепкая память, координация, ощущение формы и т.д. А в жизни дирижёр-руководитель должен быть человеком, тонко чувствующим людей, их умения, качества личности, обстоятельства и ситуации. В российских коллективах дирижёр должен решать разные задачи: и творческие, и организационные. В Европе и Америке по-другому. Там дирижёр - один из музыкантов (высококлассных), который направляет развитие художественной мысли, но от него не требуют быть организатором.
Может ли дирижёр одинаково успешно дирижировать операми, балетами и симфоническими концертами?
- Дирижёр, прежде всего, ансамблист. Гарант того, что есть слаженный ансамбль в исполнении - в мысли и в звуке. Если это качество в дирижёре есть, то он может успешно работать в разных жанрах при условии, что понимает природу вокала, знает особенности хореографии, чувствует возможности тех, кто с ним работает, и способен соединить свои художественные взгляды с этими возможностями.
Считается, что дирижирование – профессия второй половины жизни.
Но в наше время есть и очень молодые дирижёры.
- Несомненно, дирижирование - профессия второй половины жизни. Человек мудреет, набирает опыт музыкантский и человеческий. Но важна и первая половина. Пути к совершенству у всех разные. Кто-то всю жизнь работал с одним или с двумя известными коллективами и достиг выдающихся результатов, кто-то создаёт с нуля cвоё дело. Другой в молодости выигрывает престижный конкурс и перед ним открываются блестящие международные перспективы. Важно, чтобы творческая работа была вдумчивая, не суетливая, интересная самым разным людям, приходящим на концерты и спектакли. К сожалению, теперь мы часто видим гонку за количеством выступлений. Даже при внешнем успехе таких исполнений часто оценка их у профессионалов не высока.
Происходили ли в Вашей жизни события, случаи, встречи, совпадения, так или иначе повлиявшие на Вашу карьеру?
- Может быть, одно из самых важных событий в жизни любого молодого музыканта - рекомендация педагога или старшего коллеги. Очень ценна искренняя помощь, доверие. Но если рекомендация не оправдается, уходит и доверие к слову и человеку. В своё время гениальный Густав Малер, который был выдающимся дирижёром, благословил творческий путь Отто Клемперера, Бруно Вальтера и ещё очень многих известных дирижёров. Естественно, профессиональные данные рекомендуемого должны полностью соответствовать рекомендациям. Но труд артиста, музыканта - вечный экзамен на мастерство в музыке, на вдохновение в жизни, экзамен на творческую состоятельность личности, ибо задача музыканта - вдохновлять людей сиюминутными звуками.
Что Вы чувствуете во время дирижирования?
- Работа дирижёра - постоянное эмоциональное напряжение и физическое усилие. Дирижирование - процесс многотрудный. Обычно концерту или спектаклю предшествует большая подготовительная работа. Это фундамент, без которого вряд ли можно достичь значимого результата. Договорённости заранее - очень важная позиция, мыслительное ядро исполнения. На концерте же исполнители должны получить желаемую свободу воплощения, не оглядываясь на сложности и пользоваться в правильном смысле слова возможностью импровизации в рамках тех самых договорённостей. Правда, в театре часто бывает так, что в спектакле могут поменяться исполнители. И тогда дирижёр обязан сохранить ансамбль, быть чутким и внимательным.
Что такое искусство, по-Вашему?
- Искусство - одна из высших форм отражения жизни и внутреннего мира человека.
Вкусы публика в столичных городах и в провинции отличаются? Если да, то чем?
- Не делал бы существенного акцента на разницу во вкусах публики в столицах и в провинции. Везде есть более и менее подготовленные слушатели. Профессионалы и любители. Любовь к искусству позволяет и тем, и другим давать верные оценки тому, что они видят и слышат. Другое дело, что в столицах публика более разнообразная, много гостей, туристов. Соответственно и посещаемость концертов и спектаклей выше в любое время года. Уровень жизни в провинции гораздо скромнее, и там любители музыки не могут себе позволить часто ходить на концерты или в театр. Но, с другой стороны, само слово провинция теперь не имеет своего былого значения. На местах есть настоящие мастера и хранители культуры. Да и приезжает много интересных гастролёров, которых привозит частная антреприза или приглашают концертные организации с хорошими финансовыми возможностями.
Вы преподавали оперно-симфоническое дирижирование в Ростовской консерватории. Что, по Вашему мнению, главное в преподавании этой дисциплины?
- Преподавание должно быть обоюдоинтересным - и учителю, и ученику. Ученик получает ценные советы в профессии, а учитель - возможность проверить ещё раз свои взгляды и представления, убедиться, что его понимают и готовы воспринять мысль. Самое трудное, пожалуй, добиться того, чтобы ученик принял твои мысли и сохранил собственную индивидуальность.
А что самое трудное для студента-дирижёра?
- То, что они почти не имеют практики в процессе обучения. Сейчас на дирижёрский факультет идут люди, как правило, уже имеющие высшее образование (и это правильно, должен быть уже некий багаж знаний, умений и пониманий). Они платят за второе высшее большие деньги и не получают того, что должно. ВУЗы же не предоставляют возможности даже организовать государственный экзамен с реальным коллективом. Оркестр - инструмент дирижёра, без оркестра эта профессия - миф.
Что входило в Ваши обязанности главного дирижера Михайловского театра и Ростовского музыкального театра?
- В обязанности любого главного дирижёра в российских коллективах входит масса организационных обязанностей, которые осуществляются в прямом контакте с дирекцией коллективов. Это и комплектование творческого состава, и участие в закупках необходимых инструментов, и подбор певцов (в театре), составление перспективного плана работы, приглашение солистов-инструменталистов и коллег дирижёров, работа с библиотекой над нотным материалом, работа с литературными текстами, иногда и выступления в качестве лектора. Даже некую менеджерскую деятельность должен вести дирижёр.
В чем разница в работе с западным или, скажем, японским оркестром и нашими оркестрами?
- Работа с иностранными коллективами ценна тем, что уровень предварительной подготовки к программе у них гораздо выше. Даже на первую репетицию они приходит хорошо подготовленными, не читают с листа, а уже способны мыслить. И часто знают, самостоятельно изучив партитуру, что играют их "соседи".
Если при работе над новой постановкой классической оперы режиссёр искажал оригинал или, скажем более прямо, извращал, как Вы поступали?
- Не хотелось бы много говорить о нынешних режиссёрских пониманиях классики, это данность нашего времени. Она существует везде, и бороться с этим, увы, уже невозможно. Здесь много очевидного и невероятного. Очевидно то, что режиссёр часто придумывает свою некую историю по мотивам авторской или вовсе без мотивов, опираясь на собственные иллюзии и, зачастую, комплексы. Но, видимо, не осмеливается её выдать за свою по разным причинам. Очевидно и то, что авторское право нарушается в этом случае безнаказанно (и это нарушение очень высоко оплачивается в отличие от гонораров современных авторов). Авторы, которых давно нет в живых, просто не могут возразить новым интерпретаторам. Очевидно также то, что эта продукция выдаётся за некую новую ступень развития театра, прогресс, "уничтожение нафталина в массовом масштабе" и рьяно поддерживается определённой частью критиков, для которых экзотика воплощения гораздо важнее сути художественного произведения. А невероятно то, что очевидна мысль: авторы прошлого (часто гении) предстают в понимании наших современников как не имеющие права на взгляды и способы их воплощения. Ведь мысли и чувства, выраженные в музыке, вполне конкретны и не требуют смены антуража, а людей прошлых эпох волновали практически те же жизненные проблемы, которые существуют и теперь. Невероятно и то, что новые поколения молодых людей уже практически лишены возможности увидеть оригинал оперы на сцене театров, т.е. лишены исторического и историко-культурного взгляда на жизнь. В моей практике был случай, когда я осознанно покинул постановку из-за несогласия с решением спектакля, который был освистан на премьере, приветствовали лишь хороших певцов.
В чем, по Вашему мнению, миссия театра вообще и театра оперы и балета, в частности?
- Миссия театра в обществе фантастична. Театр, как зеркало бытия, заставляет людей взглянуть на себя со стороны, оценить происходящее в жизни, понять важные смыслы. А музыка возносит человека над обыденностью, ей часто не нужны слова, чтобы возвысить душу человека.
А в чём миссия театрального (музыкального) критика?
- Миссия критика - это миссия просветителя, который поясняет суть увиденного или услышанного печатным культурным словом. Он своего рода посредник между артистом и публикой, который может формировать определённое общественное мнение, что очень важно. Этот просветитель должен быть компетентен и интеллигентен, понимать процесс создания и воплощения сочинения, осознавать проблемы в работе творческих коллективов и пути развития этих коллективов. Быть выше личных пристрастий и симпатий. При этом помнить, что сам он лично ничего не создаёт и тем самым лишён права в хамской манере оценивать труд тех, кто создаёт и получил заслуженное признание.
В Библии сказано «Не сотвори себе кумира». Но в каждом поколении поклонники артистов творят себе кумиров…
- Трудно спорить с Библией. Изречение о кумирах - одно из важнейших. Оно определяет место человека в жизни, отношения в обществе, отношение человека к высшим силам. Людям свойственно во имя любви к Богу, человеку, артисту, событию провозглашать разные идеи, создавать теории, способные или перевернуть мир, или сделать кого-то счастливым. Любимый артист (а артист ведь творит не для себя, ну, не только для себя), как определённый идеал, существует c человеком зачастую всю жизнь, и связь эта прекрасна. Она приносит людям и радость, и утешение, и вдохновение.
Беседу вела
Людмила Лаврова