Руслан Панкратов,
лидер движения «Русский мир Латвии»
В конце марта гражданина РФ, бывшего военного Геннадия Иванова приговорили в Литве к четырём годам тюрьмы по делу о событиях 13 января 1991 года в Вильнюсе. Как отметила его адвокат Юлия Жукене, он получил такой срок (прокурор требовал 12 лет), поскольку «почти ни в чём не участвовал, просто стоял в форме у Дома печати».
Он и Юрий Мель – единственные из обвиняемых граждан РФ, которые предстали перед судом. 67 обвиняемых по «делу 13 января» осудили заочно, включая 94-летнего министра обороны СССР Д. Язова и экс-офицера КГБ М. Головатова – им дали по 10 и 12 лет тюрьмы.
В России не раз выступали с критикой процесса: он ведётся с нарушением международного и литовского уголовного права, а главное – фигурантам предъявили обвинения по не существовавшим в то время статьям.
До сих пор неизвестна вся правда о событиях в Литве 1991 года. «ЛГ» не раз обращалась к другому эпизоду – трагедии на таможенном пункте Мядининкай 31 июля 1991-го, рассказывала о судьбе бывшего омоновца Константина Никулина, отбывающего пожизненное заключение. Несомненно, это – политический приговор, а Никулин – узник совести. Следователи не обнародовали ни одной реальной улики с места преступления. И даже бывший председатель Верховного Совета Литовской ССР В. Ландсбергис заявил о «небрежной организации и использовании минимальных сил при расследовании, пропаже массы доказательств…». Отметил, что не были опрошены важные свидетели.
Несмотря на нестыковки в деле, бывший омоновец К. Никулин приговорён литовским судом к пожизненному заключению. Трёх его сослуживцев, проживающих в России (А. Лактионова, Ч. Млыника и А. Рыжова), осудили заочно.
Очевидно, что постоянные попытки преследовать граждан РФ по всему миру – часть гибридной войны. Точкой отсчёта этого процесса стало создание администрацией Р. Рейгана «Фонда поддержки демократии» в 1983 году. Его учредили с целью перехвата сфер советского влияния и разрушения «империи зла». Сотни структур и поныне используют средства, выделяемые Конгрессом и Госдепартаментом США для создания форпостов американского влияния.
Информационная война нарастает. Многие страны, ставшие её жертвами, утрачивают идеологические ориентиры, меняют парадигму развития – Ирак, Ливия, Грузия, Украина… «Большая политика» отражается на судьбах конкретных людей: Константина Никулина, Геннадия Иванова, многих других. Полагаю, что для эффективной защиты граждан РФ нужна комплексная программа действий, включающая в себя долгосрочные и краткосрочные, но чёткие цели и задачи. Отказ от борьбы, как и её бессистемность, – это не просто потеря лица, но и, по сути, предательство.
В середине марта Следственный комитет РФ заочно предъявил обвинение бывшему сотруднику Генпрокуратуры Литвы в незаконном привлечении к ответственности россиян после беспорядков 13 января 1991 года в Вильнюсе. Это действие в нужном направлении. Его надо подкреплять другими.