Ещё до показа в России украинско-российский сериал «Красная королева» (на Украине он вышел осенью под политически более окрашенным названием «Красота по-советски») вызывал жаркие споры. Требовали подвергнуть сериал бойкоту ввиду его очевидной антисоветскости и того, что в нём участвовала «прославившаяся» своими одобрительными высказываниями в адрес запрещённого в России Правого сектора народная артистка СССР Ада Роговцева.
Попробуем со всем этим разобраться.
Горячая тема участия известных (и российских, и украинских) артистов в антироссийских акциях достойна отдельного обсуждения, так же как тема антисоветизма и русофобии в развлекательном эфире российских каналов, чем они мало отличаются от украинских. Если, несмотря на то что на Украине всерьёз обсуждается тема разрыва отношений с Россией, продолжается кооперация в сериальном бизнесе, причём нам навязываются украинские представления «о добре и зле», а не наоборот, то стоит ли удивляться майданным настроениям в России? Сейчас отметим только то, что зритель наш, претерпев разнообразные, начавшиеся в конце 80-х, информационные атаки, теперь уже не так доверчив. Выработался иммунитет. Чем больше и настойчивей показывали народу ужасы тоталитаризма, твердили про «кровавый режим» и «проклятое прошлое», убивая память об Отечестве, тем меньше он верил, а также, судя по социологическим опросам, тем лучше становилось отношение к советскому периоду российской истории.
Теперь, собственно, о сериале «Красная королева». Это не первый заход на «модную тему» с намёками на трагическую судьбу Регины Збарской – совсем недавно на канале «Россия 1» прошёл сериал «Королева красоты». Попутно ещё раз подивимся причудам программной политики главных российских каналов, которые дублируют не только шоу друг друга («Точь-в-точь» – «Один в один»), но и сериальные сюжеты: («Екатерина» – «Великая»).
В российской «Королеве красоты» прелестная провинциалка в исполнении Карины Андоленко, мечтающая о красивой свободной жизни, о подиуме, Париже и большой любви, всё это вроде получает. Но благодаря мерзостям «совка», подлости и коррумпированности чиновников, беспредельному коварству КГБ, а также неверному мужу она делает аборт, сталкивается с «карательной психиатрией» и гибнет. Всё это в варианте, продемонстрированном Первым каналом, тоже есть, но что своего, нового внесли украинские сценаристы (Елена Бойко и Мария Бек) и продюсеры (Максим Осадчий и Виктор Мирский) в свою «Красную королеву»?
Во-первых, они гораздо ближе подошли к биографии знаменитой в 60-е годы манекенщицы Регины Збарской – её играет внешне очень похожая на прототип талантливая дебютантка Ксения Лукьянчикова. И зовут её похоже – Регина Барская. Думаю, буква «З» из фамилии убрана, потому что живы и могли бы обратиться в суд наследники известного художника Льва Збарского, который когда-то запретил Регине рожать и потом бросил её, а в сериале он абсолютный мерзавец. Здесь есть и другие реальные персонажи: Лиля Брик (!), известные модельеры Слава Зайцев и Вера Аралова, а также её сын, «наполовину американец, наполовину украинец» Джеймс Паттерсон, которого младенцем всенародно убаюкивали в «Цирке». Так создаётся атмосфера подлинности, но сколько же в неё всунуто того, чего не было и не могло быть!
Фантастическое ноу-хау сценаристов (после которого всё позволено!) в том, что в сериале Регина Барская – отцеубийца. Да, защищала мать от побоев спившегося инвалида-отца и ударила его «тупым тяжелым предметом» по затылку. Мать взяла вину на себя и села на двенадцать лет (о, жестокое советское правосудие!). Регина, которая предстаёт в фильме не только красавицей, но и благородной, доброй женщиной, не пишет матери писем на зону, а в финале делает вид, что её, приехавшую после освобождения к дочке в Москву, не узнала. Потом, правда, корит себя, так как понимает, что она убила не только отца, ни и фактически – мать. Эти придуманные обстоятельства, конечно, занимают много времени, наполняют экран страданиями, сводят героиню с ума, но они по сути бесчеловечны и вне логики (надо думать, в дикой советской России и не такое бывало!).
В Москве чистая, невинная девушка Регина знакомится с благородной дамой Августой Флоринской (Ада Роговцева), с которой можно поговорить по-французски, услышать её наставления о том, как прожить жизнь достойно, а также рассказы о бесчинствах чекистов, убивших её дочь. Однако жив внук Августы, который всё время пропадает в командировках (потом выясняется, что он, несмотря на то что мать погибла от рук чекистов, тоже чекист), и Регина влюбляется в него. Линия отношений Володи (Анатолий Руденко) и Регины поначалу очень убедительна. Но их любовь сценаристы безжалостно разрушают. В самые неподходящие моменты они отправляют Володю в командировки, придумывают ему бессердечного отца – полковника КГБ (Борис Щербаков), который противится браку сына с Региной, из-за чего она делает первый аборт. Муки по этому поводу подробно и точно разыграны, так что немало зрительниц, думаю, всплакнуло. Заодно они узнали, что причиной первых несчастий героини были не сложные отношения с художником Збарским, не нравы в мире моды, а КГБ.
В сериале есть модная тема стиляг – смелых, свободных, ярких, в отличие от, конечно, серых, покорных рабов-комсомольцев. Когда Регина возвращается ночью после стиляжьей вечеринки, на неё набрасываются мордовороты-дружинники, избивают, выстригают чёлку и сдают в милицию. За что? За то, что юная красавица, на их взгляд, «одета как шлюха». Почему её держат ночь в милиции, ведь она ничего не нарушала? Про шлюху вспоминают и на комсомольском собрании во ВГИКе, где героиня учится. Её, отличницу и скромницу, исключают из комсомола под улюлюканье студентов, и никто из сокурсников, видимо, загипнотизированных жутким взглядом питекантропа – секретаря ВЛКСМ, за неё не вступился. Тут вспомнить бы тех, кто учился в этой легендарной киноакадемии в одно время с Региной, и доказать, что исключение по такому ничтожному поводу было невозможно (впрочем, в СССР всё возможно, тогда пачками расстреливали ни за что – верной дорогой идёте, товарищи сценаристы!).
Исключение понадобилось авторам, чтобы был впоследствии повод не отправить Регину в Париж на знаменитый показ советской моды – на парткомиссии её кандидатуру зарубили. Спас Хрущёв. Похотливый Никита Сергеевич увидел её на показе, и она ему глянулась (спасибо, Никита Сергеевич за Крым и за Регину!).
В Париже наши красавицы, несмотря на идиотизм трусливых чинодралов, имели огромный успех. В подругу Регины Марину влюбился знатный француз Эдмон Ротшильд. Позже в Москве он сделал девушке предложение. Но КГБ на чеку. За пару часов до бракосочетания, которое должно было состояться в посольстве Франции, Марину вызывают на конспиративную квартиру, склоняют к доносительству, та не может согласиться стучать на любимого Ротшильда, и сотрудник КГБ за это безжалостно насилует её на столе… А она, оказывается, была ещё и девственницей. На бракосочетание Марина не едет, а бросается с моста в Москву-реку и погибает (браво, сценаристки!).
Регину Барскую коварные органы достают окольным путём, застукивают её мужа Льва на покупке валюты, шантажируют, вербуют, после чего уже он убеждает жену сотрудничать с КГБ и «быть поласковей» с влюблённым в неё британским дипломатом. Регина, чтобы помочь любимому Льву, соглашается на сотрудничество и жертвенно отдаётся старому противному британцу (не устаю восхищаться выдумке создателей сериала!). Но муж оказывается не только валютчиком, но и подонком: неблагодарный, он бросает Регину, предварительно приучив её к наркотикам. Тут в её жизни снова появляется благородный чекист Володя, который добивается того, что КГБ отстаёт от несчастной женщины, но начать жить заново им не удаётся. Володя погибает в чекистской командировке, Регина покидает подиум, сходит с ума и кончает жизнь самоубийством.
Кто-то скажет, что подобные судьбы (алкоголь, наркотики, суицид) у многих топ-моделей мира – этот род шоу-бизнеса манок, но очень опасен. Не верьте, Регину убили дикие нравы России и советская власть, это должно дойти до всякого, кто смотрел сериал.
Но в нём, повторяю, есть хорошие актёрские работы, даже целые сцены (из тех, что не высосаны из антисоветского пальца). Можно похвалить режиссёра Алёну Семёнову, оператора Александра Смирнова за то, что мир моды, быт манекенщиц показаны правдиво, без раболепного восторга, а главное, тут отстаиваются семейные ценности. Поневоле из сериала следует, что семья и дети для женщины куда важнее богемного подиума. Посему вряд ли у кого-то после просмотра возникнет желание пойти в топ-модели. Ну хоть что-то.