Нина Ягодинцева. Имена печали и любви: стихотворения 2012–2022. – Челябинск: ЧГИК, 2022. – 199 с.
Название поэтического сборника Нины Ягодинцевой напоминает о строках Михаила Лермонтова «Была без радостей любовь, / Разлука будет без печали». А листая книгу, убеждаешься: в ней с лихвой и тёмного, и светлого, и боли, и радости, и подлинного трагизма, и искреннего счастья. В книге есть строчка, которая, кажется, исчерпывающе сообщает нам о кредо её автора: «Жизнь – это всё, что случается с нами». Именно жизнь во всех её проявлениях и становится для Ягодинцевой главным объектом внимания и исследования и центральным персонажем книги, причём поэт очень чутко улавливает множество оттенков той действительности, в которой она находится и которую – создаёт.
Родные места, края́, где человек вырос, где его корни, издавна считались центрами силы, обладающими особой магией. Можно с уверенностью утверждать, что поэзия Нины Ягодинцевой знакомит нас с магией Урала, приглашает в чарующий и суровый плен мира неизведанного, полного не всегда приятных сюрпризов, но, несмотря на это, невероятно притягательного. Поэт словно бросает читателя в самое сердце грозного региона, где «Горы клубятся дымом грядущих гроз», а «Небо встаёт во весь исполинский рост, / Не уронив ни одной звезды». А вот строки из «Маленькой баллады о хребте Уреньга»:
По обе стороны от хребта
Клубится тяжёлая пустота –
Долин, и дорог, и небес над ними
Как будто и не было никогда.
Ладонь прикипает к щеке скалы.
Всё больше белой кипящей мглы,
Всё меньше воздуха – и дыханье
Трепещет на острие иглы.
Для поэтики Нины Ягодинцевой характерны напористость и динамика, энергичность, твёрдость и чёткость слова, высокая концентрация напряжённости, конкретность и метафоричность. Своего апогея они достигают в «Учебных полётах истребителей над жилыми кварталами Челябинского тракторного завода», где соединены и драма матерей, и трагедия страны, и ощущение ценности короткой человеческой жизни:
О, материнская бессонница
У растворённого окна!
Прозрачным чёрным светом полнится
Отвергнутая чаша сна –
И в ней, как сахарок нетающий,
Мерцает звёздная пыльца…
Летайте, мальчики, пока ещё
Не выучены до конца
Уроки страшного возмездия
За мир, откупленный в кредит!
…На ЧТЗовские предместия
Гром пробуждающий летит.
Наряду с такими ритмичными, резкими, будто раскалёнными строками, у Нины Ягодинцевой есть и другие, подобные колыбельной песне. Поэт обладает редкой, удивительной способностью поворачиваться к свету:
Я не помню горе – я счастье помню:
Так июльское солнце, насквозь пронзая,
На прощанье, до завтра собою полнит
Всё пространство земли от края до края.
Наверное, не случайно во многих стихотворениях, вошедших в сборник, встречаются такие образы, как бабочки, птицы, крылья, ангелы. Лететь на свет, создавать его – высшее искусство, которым автор, безусловно, владеет.
Кстати, присутствие ангелов в стихотворениях Нины Ягодинцевой вновь возвращает нас к поэтике Михаила Лермонтова. Но, если у классика русской литературы ангел «душу младую в объятиях нёс / Для мира печали и слёз», то персонажам книги «Имена печали и любви» остаётся лишь «трепет крыл»:
Но говорим-то мы не с ангелами,
А с воздухом, где трепет крыл
Ещё не стих…
В заключение несколько слов о технической стороне стихосложения, о форме. Нина Ягодинцева, без сомнения, – мастер, которому подвластны любые размеры, ритмы и интонации. Она управляется с ними на первый взгляд легко и без усилий, как будто опытный пилот аэростата с воздушными потоками. Но сколько же за этой кажущейся невесомостью труда, писательского и читательского опыта, работы сердца, чувств!
«Кто-то из классиков-литературоведов сравнил художественную форму со стеклом, сквозь которое зритель-слушатель-читатель смотрит на изображаемый предмет. Когда форма совершенна – её не замечаешь. Если речь идёт о художнике слова, между творческим импульсом автора и восприятием заинтересованного читателя как бы не остаётся преград. Нина Ягодинцева давно достигла в стихах именно такой степени мастерства», – написала поэт, переводчик, публицист Марина Саввиных. Фрагмент её статьи, а также фрагменты статей Елены Крюковой, Натальи Тагориной, Александра Карпенко представлены в разделе «Об авторе», завершающем эту прекрасную, цельную и пронзительную книгу.