Перейти к содержанию
  Воскресенье 24 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Литература

Ответивший не спасётся

Воронцов Андрей Воронцов Андрей — 01 января 2007

ЖУРНАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

Андрей ВОРОНЦОВ

Николай Ивеншев. Бонус: Повесть // Москва, 2010, № 1. С. 11–76.

Кубанский прозаик Николай Ивеншев написал остроумную, причудливую и загадочную повесть «Бонус», которую опубликовал журнал «Москва». В творческой манере Ивеншева всё как-то чудесно сдвинуто – не сильно, а чуть-чуть, отчего каждое слово получает дополнительный объём. Скажем, не «дом терпимости», а «дом толерантности». Не Краснодар, а Краснодавр. Герой читает в туалете «Золотого осла» Апулея. Там же, в «Золотом осле», на странице 113 он находит бумажку в сто долларов – и как вовремя! У его жены Насти день рождения. А денег нет.

Сто баксов – первый бонус, полученный Сан Санычем Лукиным, героем Ивеншева. Дальше бонусы посыпались как из рога изобилия. Неизвестный благодетель дважды пополнил счёт мобильного телефона Сан Саныча. Подозревая, что первопричина странных бонусов – «туалетный» Апулей, герой в замешательстве трясёт книжку, и из неё выпархивает листочек с длинным телефонным номером. Звонит по нему и узнаёт, что он, Сан Саныч Лукин, получил немаленькое наследство от какого-то Милорада из Белграда. Якобы прадед Лукина Михаил оказался во время Первой мировой войны в плену в Сербии, разбогател, и теперь, по смерти последнего сербского Лукина Милорада, Сан Саныч – его единственный наследник.

В неком ООО «Поиск», что находится на Колхозной улице, 222, кв. 4, «современные мальчики неизвестно какого возраста» (причём «один бьёт копытом») выдают Лукину несколько пачек русских денег в счёт Милорадова наследства. На следующий день Сан Саныч, прогоняя с балкона голубей, находит на полу золотой солид – монету древней Горгиппии, византийской колонии. А ещё спустя некоторое время Лукин, начинающий прозаик, получает письмо из московского издательства «Эксно», сообщающее, что наброски его романа «Осёл, или Грехопадение» (которые он, к слову, никуда не посылал) в целом пришлись издательству по вкусу и оно готово заключить с автором договор и уплатить ему аванс в сумме 15 000 у.е.

Несусветная сумма аванса, предложенная неизвестному автору, тоже должна была бы Сан Саныча насторожить, но он, будучи теперь человеком небедным, куда больше удивлён критическими замечаниями автора письма –  ст. редактора М.А. Остроумовой: «Мы живём в эпоху толерантности. Нации должны быть терпимы друг к другу. Наше издательство, находясь на гуманных позициях, не может согласиться с трактовкой образа главного героя – как индивидуума, способного проявлять националистические взгляды». Да, Лукин действительно начал писать роман, и даже название такое – «Осёл, или Грехопадение» – у него в голове вертелось, но он и намёком не затрагивал никаких национальных проблем!

Не зная, удивляться ему или радоваться, Сан Саныч не находит ничего более разумного, как усесться за продолжение несущего золотые яйца романа. Понемногу он втянулся в работу, забылся. Однако вдруг, перечитывая написанное, наткнулся на слово «чучмек»: «…этот чучмек учил её танцевать…» Вот он – пресловутый национализм из редакторского письма! Что же это: в издательстве «Эксно» читают его роман быстрее, чем он пишет? «Я похолодел. Это было хуже всего. Мной командовали. Рок. Фатум. Кто же? Бог? Но что я для него, мелкая сошка, муравейчик, даже меньше».

Думаю, это ключевые слова загадочной повести Ивеншева. Мучительно пытаясь разгадать причину фантастической «бонусной прухи», Сан Саныч приходит к фактически правильному (его предположение впоследствии частично подтвердилось), но неправильному по сути «мелкосошному» выводу: за «бонусами» стоит его молодая жена Настя, Настасья Филипповна (а героиню романа Лукина, кстати, зовут Аглая). Настя неверна ему, спит с какими-то богатыми мужиками и подбрасывает ему деньги и редакторские письма, чтобы он не закис, держался в творческом тонусе. Итак: жену Лукина зовут Настасья Филипповна, героиню – Аглая, а сам он, стало быть, Идиот, Золотой осёл. Мысль эта, очевидно, столь невыносима для Сан Саныча, что он нанимает дружка с видеокамерой, дабы тот последил за его Настасьей Филипповной.

Слежка ничего не дала, кроме того факта, что Настя покупает в магазинчике некоего Холомьева баночки с мазью, внешне напоминающие баночку, вручённую булгаковской Маргарите клыкастым Азазелло. Но, как только слежка за Настей началась, стремительно пошёл «обратный отсчёт» бонусной истории. Сначала, желая занести в ООО «Поиск» затребованную для оформления наследственных документов фотографию «с уголком», Лукин звонит в фирму, но издевательский женский голос ему отвечает, что он попал не в ООО «Поиск», а в ООО «Кошкин дом». Когда же Сан Саныч попытался найти «Поиск» (простите за тавтологию) по адресу, то оказалось, что в городе нет никакой Колхозной улицы, а есть Лесхозная. Телефонный справочник выдаёт Лукину, что на Лесхозной улице, дом 222, кв. 4, находится…

ООО «Кошкин дом». Затем пропал золотой солид императора Анастасия и Апулеев «Золотой осёл» из туалета. Мобильник «блямкнул», что баланс – на нуле. Пришло второе письмо от ст. редактора М.А. Остроумовой, в котором на этот раз сообщалось: «На экспертном совете голоса распределились так. Три – за то, чтобы роман немедленно, как только вы его пришлёте, начали печатать, четыре – увы, против». Исчезла из чёрного томика Лукиана «Лукий, или Осёл» сберегательная книжка, на которой лежали деньги, полученные Лукиным в ООО «Поиск». А под конец Настя призналась, что «бонусы» – это её розыгрыш, своего рода «схема лечения» впавшего в апатию мужа. И «лечение» дало результат: Лукин написал роман.

Сан Саныч с радостью поверил разгадке. Всё вроде бы выяснилось, и жена не изменяла, деньги для розыгрыша взяла напрокат, но всё же, всё же… Вот герой зашёл в шикарный платный туалет с неоновой надписью «ТЕЛАУТ СИЗАО» («ТУАЛЕТ ОАЗИС» в зеркальном отражении) и встретил там двух знакомых «мальчиков неизвестно какого возраста» из «Поиска». Прислушался: говорят о нём, о его романе… «Неужели прохиндеи продолжают действовать и пьеса, сочинённая моей женой, ещё не окончена?» Лукин идёт по улице за «прохиндеями», которые исчезают в дверях бара «Заноза». И вдруг… «Легко в малиновый проём двери впорхнула женская фигура, чрезвычайно похожая на летящий стан моей…» Сан Саныч заскакивает в «Занозу». Там, разумеется, нет ни прохиндеев, ни Насти, а есть только барменша Оля Синицына, в прежней своей жизни, а именно на страницах повести Н. Ивеншева «Едоки картофеля», работавшая медсестрой в сумасшедшем доме.

Синицына предлагает Лукину как первому посетителю бонус – 250 граммов колы: «Выпейте, и на вас навалятся деньги». Соблазнил ли новый бонус героя, мы уже не знаем, как не знаем или можем только догадываться, что стоит за двумя этими авторскими маршрутами – в «дом толерантности», где заманчиво мерцают авансы в 15 000 у.е., и обратно. Может быть, мысль, которой Ивеншев обязан Апулею и Лукиану, «что в древнеримские времена люди превращались в ослов, а теперь же всё наоборот, ослы превратились в людей»? Было в них, дескать, «золотое свечение», а осталось только «золотое сечение»? Аллюзии с Достоевским, Булгаковым, Павичем? Всё это так же несомненно, как и то, что разгадка нам ничего не даст. Писатели не для того придумывают загадки, чтобы кто-то их взял и разгадал. Это не ребусы и кроссворды. Здесь важен сам процесс, а не результат. Такой вот маленький писательский секрет. Но как течение реки неизбежно подчиняется рельефу местности, так истинно художественное произведение всё же заключено в русло мысли, часто скрытой от нас, словно речное дно водой.

Мысль Ивеншева, думается мне, о природе творчества и о сущности творца, о том, как он воспринимает свой дар –  в качестве рока ли, фатума, Бога или просто бонуса. И кто он сам, творец, – раб, червь, мелкая сошка, муравейчик? Или всё же царь и бог?

Вечные вопросы, и что интересно: знающий ответ – не спасётся.

 

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Ответивший не спасётся

Кубанский прозаик Николай Ивеншев написал остроумную, причудливую и загадочную повесть «Бонус», которую опубликовал журнал «Москва».

2010-04-07 / Андрей ВОРОНЦОВ
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Андрей Воронцов

Выпускник литературного института имени А.М. Го...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Заглушите мотор

22.09.2023

Уйти за пределы кадра

22.09.2023

Иммунитет к слому эпох

22.09.2023

Жизнеловля пресноводных рыб

22.09.2023

Бремя губернатора

22.09.2023

Путешествия шеститомника

1961 голосов

Голос совести

1468 голосов

Русская поэзия обязана провинции

1346 голосов

Молчанию небес наперекор

973 голосов

Бедный, бедный Уильям

902 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты