Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 декабря 2025 г.
  4. № 48 (7012) (03.12.2025)
Литература Библиосфера

Ожидание Годо в космосе

Каким бы был мир без конфликтов?

03 декабря 2025

Александр Рязанцев

Эдуард Веркин. Сорока на виселице. 

– М.: Эксмо, Inspiria, 2025. – 512 с. – 7000 экз.

В наше время, полное парадоксов, вооружённых конфликтов, неуверенности в завтрашнем дне, всё чаще начинаешь задумываться о мире. Вот что было бы, не будь ни войн, ни распрей, ни угнетения, вызванного противоречивыми ежеминутными новостями? Возник бы мир, основанный на принципах справедливости, разделяемых его жителями. И каким бы оказался такой мир?

Неимоверно скучным.

Собственно, на такие мысли наводит новый роман Эдуарда Веркина «Сорока на виселице» про смотрителя заповедника из недалёкого мирного будущего, которого отправляют по жребию в некое Большое Жюри. Начала его работы герой терпеливо ждёт наравне с остальными делегатами – библиотекаршей и чудаковатыми учёными, напоминающими героев «Теории большого взрыва», и, конечно же, не дождётся. По сути, это «В ожидании Годо» Беккета в космосе.

«Сорока на виселице» вошла в короткий список литературной премии «Большая книга» и, казалось бы, стала очевидным фаворитом – большой, написанный под влиянием братьев Стругацких и Станислава Лема роман, который даже стал героем интернет-мема, нарисованного нейросетью, где русский богатырь несёт флаг с надписью «За Веру и Веркина!» Под Верой определённо имеется в виду Вера Богданова, чей роман «Семь способов засолки душ» также вошёл в короткий список премии (о ней я писал в «ЛГ» № 28, 2025). Такая ставка вполне обоснована: в современной российской литературе уже не так просто найти автора, который старается писать о серьёзных, глобальных проблемах – вроде той, что было бы, наступи в нашем мире утопия.

Веркин в «Сороке на виселице» действительно поднимает такой вопрос. Однако, судя по смысловому содержанию романа, делает всё, чтобы уйти от ответа – отчего роман, из которого могла бы получиться ёмкая, увлекательная повесть (собственно, Веркин на таких повестях изначально и сделал себе имя), превращается в унылую многостраничную галактическую бродилку по вымышленной планете, наполненную различными внутренними микросюжетами и литературными аллюзиями (от борхесовских рецензий на несуществующие книги до «Триумфальной арки» Ремарка) и которая, будто нейросеть, по ходу действия создаёт всё больше и больше историй и таких аллюзий, никак не развивая и без того куцый сюжет. Уходов в сторону настолько много, что даже теряется уверенность, ради чего Веркин написал свой роман – чтобы ответить на волнующий его вопрос или поиграть в литературные игры. Автор доходит до того, что оставляет отсылку даже на свою коллегу по шорт-листу «Большой книги» Анну Баснер, написавшую крепко сбитый, хоть и неидеальный роман «Парадокс Тесея»: «Я вдруг подумал, что никогда раньше не видел руин. На Земле сохранилось некоторое количество руин, но это все древнеримские, древнегреческие, мезоамериканские, исторические, одним словом, новых нет, и неоткуда им взяться, а старые… Сложно поверить, что настоящие. Все руины неоднократно реконструировали. Тесея ли этот корабль».

Несмотря на сюжетную избыточность, Веркин даёт очень точный и аргументированный ответ на вопрос, каким бы был мир без конфликтов. «В искусстве нашего века вновь появилась скука, – рассуждала Мария. – Я имею в виду скуку как некий феномен, переживание, состояние. Скука в музыке, живописи, литературе двух предыдущих столетий отсутствовала практически полностью, более того, считалась неприличной. Землянину не полагалось скучать, землянину полагалось стремиться. И мы стремились, в науке, в искусстве, в космосе. Однако потом что-то произошло…»

Возможно, скука, о которой пишет Веркин, вызвана приходом цифровой эпохи и связанной с ней фрагментацией и атомизацией общества, информационной избыточностью. Поиск информации и рабочие процессы ускоряются, становятся более предсказуемыми, а потому скучными. Отсюда и возникает апатия, усиливаемая общей неуверенностью человечества в завтрашнем дне. И эта апатия особенно сильно чувствуется на фоне романа, который написан намеренно утопичным и который своим спокойствием, бесконфликтностью и отстранённостью наглядно показывает, что утопия невозможна, потому что она неимоверно скучна. Развитие двигают конфликты. Потому гораздо интереснее читать антиутопии – таков грустный парадокс человеческого счастья.


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Раба любви

    03.12.2025
  • Этюд о школьной программе

    03.12.2025
  • Курская область – самый читающий регион

    03.12.2025
  • Незнакомый поэт со знакомым именем

    02.12.2025
  • ЛГ-рейтинг

    29.11.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Премьера Телевидение Интервью Событие Сериал Театральная площадь ЛГ рейтинг Очевидец Эпоха и лица Поэзия Чечни Большая книга Поэзия Дагестана Пригласительный билет
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS