Печальных и неприятных, конечно, больше: и плохих кинофильмов, и отвратительных телепередач, которые нет сил уже критиковать... Но под Новый год принято говорить о хорошем, вспоминать не то, что нас, зрителей, опускало, а то, что поднимало ввысь. Знаковое кинопроизведение «Движение вверх», о котором мы писали в самом начале этого года, дало название целому направлению в отечественном кинематографе. Движение, добавлю, не только вверх, но и вглубь, и вширь, то есть коснувшееся очень многих людей, может быть, даже на какое-то время объединившее наш страшно разобщённый народ.
Названное баскетбольное «Движение…» получило неожиданное развитие в фильме Данилы Козловского «Тренер» – трогательно было то, что через пару месяцев после премьеры наша сборная практически повторила судьбу киношного футбольного «Метеора». Щемящая кинолента Бориса Хлебникова «Аритмия» имела некое продолжение с эмоциональным углублением и историческим расширением в сериале Сергея Урсуляка «Ненастье». На «России 1» был также показан замечательный исторический сериал «Годунов».
Мы обратили внимание и на движение в сериальной политике НТВ, где впервые за долгие годы появились «нормальные», без надоевших штампов «убойного отдела» психологические драмы «Посольство», а совсем недавно «Медное небо». Из показанного Первым каналом были отмечены сериал «Sпарта», посвящённый новейшим методам манипуляции сознанием молодёжи, и патриотический боевик «Крепость Бадабер» (про героическое восстание наших пленённых «афганцев»).
В прошедшем году мы существенно больше обращали внимание на зарубежный кинематограф. Например, на обладателей «Оскара». Безусловно, он был заслужен Сэмом Рокуэллом и Фрэнсис МакДорманд («Три билборда на границе штата Миссури»), а также Гэри Олдменом («Тёмные времена»). Конечно, не только за великолепные костюмы статуэтки была достойна «Призрачная нить» выдающегося режиссёра Пола Томаса Андерсона.
С завистью отмечались та смелость и критическая беспощадность к американской демократии и политике властей США, которые демонстрировал Голливуд в фильмах последних лет. От «Волка с Уолл-стрит», «Аферы по-американски» и «Игры на понижение» до «Клуба миллиардеров», «Опасной игры Слоун», «Ничего хорошего в отеле «Эль Рояль» и «Нации убийц». Но завидовали мы недолго.
Главным и самым неожиданным событием года – тут солидарны люди самых разных политических взглядов и художественных пристрастий – стал «Домашний арест», появившийся на портале «ТНТ-PREMIER». Полагаю, что если этот сериал покажет какой-нибудь из телеканалов на Новый год, то он успешно посоревнуется с лучшими комедиями Гайдая, Рязанова и Данелии, идущими на других каналах, и в новогодние каникулы соберёт неимоверный рейтинг.
Автор идеи и инициатор сериала – кавээнщик, резидент Comedy Club, продюсер и сценарист многих проектов на ТНТ, автор популярных в определённой среде песен – Семён Слепаков. И его песни, и всякие «Интерны», «Наши Раши» и «Универы» многим претят, но, видимо, в этом в теэнтэшном компосте вызревало что-то небывалое, недаром первый фильм Слепакова назывался «Наша Russia. Яйца судьбы». И вот на ТНТ вылупился поистине судьбоносный народный сериал.
Слепакову и его коллегам-продюсерам удалось собрать великолепную команду. Сценарий писал сибирский писатель и сценарист Максим Туханин, снимал режиссёр Пётр Буслов (его все знают по культовому «Бумеру», к тому же он много работал на ТНТ), великолепную рисованную заставку сделал великий художник-мультипликатор, оскароносец Александр Петров, смотреть её в начале каждой из 12 серий, несмотря на скучную песню Слепакова (это почти единственное, что не понравилось в сериале), было истинным наслаждением. Музыку писал тоже оскароносец, французский композитор Людовик Бурсе.
Удалось собрать прекрасный актёрский ансамбль! Все сыграли свои лучшие роли. Не зря Никита Михалков, говоря об этом сериале, поминал восхищённо Гоголя. Мэр (первоклассная работа Павла Деревянко) здесь – то Ноздрёв, то Чичиков, то вдруг Акакий Акакиевич, губернатор (Роман Мадянов) – то Собакевич, то Сквозник-Дмухановский, то капитан Копейкин, тут даже Костанжогло есть из второго тома – Александр Клюквин солидно сыграл благородного фабриканта-колбасника.
Поначалу сериал показался грубоватым, издевательским фарсом, с недопустимой обсценной лексикой, сделанный под девизом из «Мёртвых душ»: «Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья». То есть свиньи в сериале поначалу все, и не только чиновники, которые сплошь коррупционеры, постоянно готовые продать друг друга с потрохами, но и простые люди, доведённые до такого отчаяния, что готовы на всё, хоть в зад поцеловать начальника (что, собственно, и происходит в первой серии). И правозащитники здесь тоже те ещё – чуть обстоятельства прижмут, сразу готовы сотрудничать с ФСБ. И даже маленькие дети, которых хлебом не корми, а дай унизить слабого и сотворить какую--нибудь пакость.
Но постепенно «мёртвые души» оживали.
Пётр Буслов, Семён Слепаков и актёры «Домашнего ареста»
Замечательные, полнокровные образы создали Александр Робак, Анна Уколова, Марина Александрова! Они попадают в немыслимые трагикомические ситуации, которые помогают вывернуть их персонажей наизнанку, а заодно и раскрыть бедовый наш национальный характер. Прекрасны все: и Владимир Симонов, сыгравший вроде бы типичного интеллигента-профессора, а на самом деле вороватого стареющего ловеласа, и Светлана Ходченкова в роли бывшей стриптизёрши, а ныне ловкой пиарщицы, и Тимофей Трибунцев в роли адвоката, который к тому же ещё заика, бабник и каратист, и Олеся Судзиловская (мэрская жена), и Людмила Мальцева в роли верной секретарши, которая «ещё могёт».
По тому, как светились глаза артистов, видно было, что на съёмках необыкновенно творческая, импровизационная атмосфера. Очень хороша и Клавдия Викторовна (Альбина Тиханова) – вечная бабушка у подъезда, злая, жадная, завистливая, но в конце концов – прекрасная, родная, как и все персонажи этого страстного лирического памфлета. Всех своих грешных героев создатели бичевали сатирой, бичевали, а потом взяли, да и полюбили. И зрителей заставили полюбить. Даже трагического мерзавца в блистательном исполнении Сергея Бурунова.
Беспощадная сатира, гротеск, вдруг перетекающий в лирическую комедию и даже слёзную любовную драму с хеппи-эндом, как будто в первый том «Мёртвых душ» влилась рукопись второго, чудом спасшаяся от огня!
Александр Кондрашов