Мы живём в эпоху всё более глубоких противоречий, чувствуем их на своей шкуре, но не полностью осознаём. Привыкли, что всюду (да и у нас) растёт социальное неравенство. Не только в доходах, но и в доступе к ключевым ресурсам, дающим возможность жить по-человечески, – медицине, жилью, образованию, интересной работе.
Привыкли также, что кризисы регулярны (напомню: второй мировой экономический кризис века начался ещё до пандемии), а стагнация – это «новая нормальность». Уже не удивляемся, что молодёжь стала «поколением склонённых голов» и живёт не выходя из пространства смартфона, что старики выживают и доживают, а те, кто полон сил, теряют смысл бытия в бесконечной малоосмысленной гонке.
Подобный мир почти два века назад Фридрих Энгельс (вместе с Карлом Марксом, конечно) назвал «царством необходимости» и написал (нет – доказал!), что противоречия этого мира либо заведут человечество в тупик, либо приведут к скачку в «царство свободы». Это сказали молодые парни (Энгельсу – 28, Марксу – 30) в 1848-м – в эпоху революций, потрясавших Европу, в эпоху ещё молодого, но уже жестокого и циничного капитализма.
Потом был написан Марксом «Капитал», 2-й и 3-й тома которого готовил, систематизируя рукописи, Энгельс. Потом был «Анти-Дюринг» – его писал сам Энгельс, а читал и одобрил Маркс. Было ещё много работ, в которых они не только проанализировали противоречия капиталистической системы, но и вывели на основе анализа систему объективно возможных параметров общества будущего.
Показали противоречия, свидетелями которых мы являемся и которые я упомянул. Современное производство может обеспечить жителей Земли всем необходимым для развития, но подчинено задачам увеличения (в основном фиктивного) богатства миллиардеров. Прогресс технологий, подчинённый накоплению вещей и денег, усугубляет противоречие между человеком и природой, когда законы диалектики (о которых писал Энгельс) проявляют себя самым суровым образом, приводя к переходу количества (действия, разрушающие природу) в качество (экологические и техногенные катастрофы).
Эти и иные противоречия требуют разрешения, обусловливая необходимость рождения нового общества. Какого? И на этот вопрос дают ответ два товарища, два учёных, показавших ещё в XIX веке, что будущее должно принадлежать обществу, в котором человек труда будет выполнять преимущественно творческие функции, а мир вещей будет создаваться автоматически действующей системой машин. И тогда может наступить жизнь, не подчинённая «невидимой руке рынка» – об этой «руке» Энгельс писал как о силе, указывающей в сторону обогащения корпораций, а не развития личностных качеств человека. Они видели отношения между людьми (что сказано уже в «Манифесте коммунистической партии») совсем иначе: «Свободное развитие каждого как условие свободного развития всех».
В пору моей молодости и эйфории разрушителей СССР эти слова многие понимали как пропагандистскую риторику. Но сегодня, в условиях уже второй в нынешнем веке мировой рецессии, в условиях, когда, например, молодёжь США в большинстве своём не за Трампа и не за Байдена, а за Сандерса, считая даже его недостаточно левым; в эпоху, когда протестных акций по миру в разы больше, чем в жаркие 1960-е, – в это время, здесь и сейчас, всё, открытое двумя верными товарищами, становится ключом к осознанию современности и совершению диктуемых временем поступков. Их идеи взывают к поиску новых решений, чтобы, используя диалектику «отрицания отрицания» (Энгельс), «снять» опыт побед и поражений реального социализма, разрешить противоречия реального капитализма, генерировать новые проекты и действия.
Призрак вновь бродит по миру. Призрак коммунизма.
P.S. Это неправда, что тот, кто не был левым в молодости, не имеет сердца, а тот, кто не стал правым в зрелости, не имеет ума. Энгельс был удивительно умён, даже гениален в годы революционной молодости. И был последовательно революционен сердцем в годы зрелости, когда в «Анти-Дюринге» написал: «Раз общество возьмёт во владение средства производства, то будет устранено товарное производство… Анархия внутри общественного производства заменяется планомерной, сознательной организацией. Прекращается борьба за отдельное существование... Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы».