Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 марта 2015 г.
  4. № 11 (6501) (18.03.2015)
Общество Мнение Человек

Падкие до Патриков

18 марта 2015

Всю эту неделю Москва празднует День святого Патрика: фестивали, парады, вечеринки, волынки, пиво рекой и танцы до упаду. В Санкт-Петербурге,  Краснодаре и Твери тоже поют, в Карелии и Туле учат ирландским танцам, а в Екатеринбурге наряжают в зелёные одёжки собак ирландских пород.

Россия в очередной раз безу­держно отмечает чужой праздник. Своих не хватает или сказывается наша неизбывная страсть ко всему иностранному? Веселье – это, конечно, хорошо. Но как получилось, что имея День святой Татьяны и День святых Петра и Февронии, Россия переключилась на Патрика и условно католического Валентина, оставив родных святых на задворках?

Вспоминаю вторую половину 90-х: Москва, институт, молодость. День святого Валентина уже маячил, но был, скорее, штрихом экзотики. И вдруг, словно кто-то дал команду, его стали отмечать все поголовно. Своим аналогичным праздником мог бы стать Татьянин день, День российского студенчества, ведь студенты – это молодость, а значит, пора любви. Но, увы, законодатели и общественные деятели упустили возможность закрепить его в качестве нашего «ответа» Валентину.

Политики давно поняли ошибку проведения выборов в майские дни и перенесли их на начало осени. Почему же, учреждая праздники, о времени их проведения не думают? Для Дня матери выбрали не весну, когда жизнь пробуждается, а конец ноября, когда она замирает, самое мрачное время года. И как сей праздник культурно отмечать? Только за столом. У вас много знакомых, которые хотя бы слышали о нём?

В 2008 году Совет Федерации одобрил инициативу учреждения 8 июля Дня семьи, любви и верности в честь святых Петра и Февронии. Середина лета, когда большинство в отпусках, на каникулах. Как юноши будут поздравлять своих возлюбленных – по почте? А глаза в глаза, а дыхание в дыхание, а за ручку в кафе? Да и не всех касается этот праздник. Только тех, кто уже состоит в браке, причём в законном. Все «нерасписанные» влюблённые выпадают, и круг ограничивается полем православного института.

Спонтанный опрос, проведённый энтузиастами у станций метро, показал: никто, кроме очень религиозных людей, не знает Петра и Февронию, не знают, чем они жили и почему именно их чествует православная церковь. То же и со святой Татьяной. Встретился только один просвещённый человек, и тот оказался историком.

Валентин прост и понятен, он покровитель всех, а не только брачующихся и женатых. Он вне конфессий и национальностей. Он символ ЛЮБВИ. И он победил. Мальчики и девочки, бегающие с сердечками и валентинками, ничего не знают про его жизнь, но все уверены (то есть верят), что он обвенчал влюблённых невзирая на запрет императора и за это был казнён. Однако это миф. Историчность Валентина более призрачна, чем персона сказочного короля Артура. Ни письменных источников на его житие, ни каких-либо исторических записей о таком человеке нет. Светский символ любви, не более. Ему никто не молится даже в католическом мире. Он – бренд, украшение холодного зимнего дня.

Мы готовы отмечать чужие праздники, и в этом нет ничего предосудительного, но почему они празднуются не наравне со своими, а взамен их? Уже 15 лет в Москве бурно отмечают День святого Патрика, покровителя Ирландии. Даже перекрывали Новый Арбат, чтобы девочки и мальчики в зелёных юбках отплясывали там джигу. День взятия Бастилии пока массово не отмечают. Но, боюсь, это временно, и шутка известного юмориста станет реальностью.

Мы проиграли своих героев, такова реальность. Святой Патрик прибыл на зелёный остров и принёс веру в Христа, стал несменяемым покровителем острова и всего народа Ирландии. Спросите на улице, кто покровитель и заступник земли Русской. На ум приходит только Илья Муромец, но и его образ прочно затёрт сказками и анекдотами. Не могу представить себе массовые пляски в его честь, задорный свист рожков и звон гуслей под плеск медовухи на Арбате.

У нас есть «мёртвые» праздники. Это 12 июня и 12 декабря. День России и День Конституции. Первый уже никогда не будет праздником, только ещё одним выходным. И не потому, что выпал на лето, разгар отпусков. Он испорчен неумными политиками, которые изначально назвали его Днём независимости России. От кого? От республик, которые зависели от России-матушки? А День Конституции, принятой в тяжёлом, кровавом 1993 году? Я не видел 12 декабря ни одного чудака с флажком, кричащего: «Слава Конституции!»

Если власть любит цифру 12, то можно 12 сентября сделать Днём Александра Невского. Да, он причислен к лику святых. Но он реально существовал, много сделал для нашей страны, которая и состоялась как государство.

Если умеем гулять в чужие памятные даты, неужели не сможем свои отметить с размахом? Сможем. Дайте народу праздники, отражающие его сущность, быт, историю. Они не должны быть профанацией, только тогда народ их примет.

Ярослав КОЖЕМЯКИН, юрист, теолог

Тэги: Самосознание
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Желание быть русским-11

    11.07.2018
  • Желание быть русским-10

    04.07.2018
  • Желание быть русским - 9

    27.06.2018
  • Желание быть русским - 8

    13.06.2018
  • Лихие или ленивые?

    23.05.2018
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Кто украл Европу? - 1

    259 голосов
  • Желание быть русским

    160 голосов
  • Эпитафия на могиле российской интеллигенции

    146 голосов
  • Желание быть русским - 2

    92 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS