В понимании составителей антологии героика – это не только батальные гимны. Есть стихи о духовном подвиге (например, Алексей Хомяков), есть и героика труда, как в «Рассказе Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка» Владимира Маяковского. Удалось обойтись и без идеологических предрассудков: белый Несмелов рядом с красным Сурковым, православные оды Державина предшествуют богоборческим стихам Багрицкого. На то и антология, чтобы всему знаменательному и вескому нашлось место.
Понятие «Победа» – важнейший позывной для русской культуры. Политики часто пытаются сформулировать «национальную идею», а она – только в этом слове. Ведь Победа – это не только виктория на бранном поле. Это и победа над собой, над собственными слабостями. И духовный подвиг, и трудовое рвение. Всё это есть в стихах разных веков… «Как внешних супостат, как внутренних сражать». Всё есть в этой антологии – и революционные, и охранительные тенденции. Материя истории – это «единство и борьба противоречий», и мы должны уважительно изучать всю идеологическую палитру.
Трудно предсказывать будущее, но гораздо труднее объяснять прошлое. Историю можно трактовать по-всякому, но исправить нельзя. Когда работаешь над хрестоматией – убеждаешься в правоте этого банального правила. Но прошлое оживает, как только начинаешь перечитывать:
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
Антология поэтической героики показывает, как менялись направления народной мысли – от монархизма к революционной героике с её воспеванием подвига разрушения. Этот цикл России суждено пройти неоднократно. Со временем проявятся и другие значимые аналогии, о которых мы ещё вспомним: образ Петра Великого – и образ «капитана земли» (С. Есенин) В.И. Ленина. Образы правящих самодержцев – и образ Сталина, адресата новых проникновенных од. Эта книга хранит великую силу. Силу возвышенной сыновней любви к Родине, к нашему народу, который всей своей историей заслужил наименование «народ-победитель». Национальная заносчивость и агрессия глубоко чужды спокойному, мужественному чувству патриотизма, с которым наш народ побеждал и будет побеждать. Народ, неотделимый от государства Российского и самой идеи государственности, централизации. Мы слышим голоса поэтов, живших в разные эпохи. И всё-таки что-то объединяет монархиста Державина и коммуниста Маяковского, православного патриота Хомякова и страстного богоборца Багрицкого… Объединяют поэзия и Россия. Объединяет умение всё преодолеть ради Победы.
Мы слышим голоса поэтов разных поколений – и вдруг становятся очевидными скрытые аналогии. Воспевание памятника Петру Великому – Медного всадника, который в русской поэзии стал не только символом Российской империи, но и активно действующим героем, соотносится с памятником Ленину, который встаёт на защиту Родины в стихотворении Степана Щипачёва и мистически преломляется у Ильи Сельвинского. А памятник Суворову – молчаливый свидетель ленинградской блокады – грудью встречает вражеские налёты немецких стервятников в стихотворении Всеволода Рождественского. Подвиг Ленинграда Великой Отечественной соотносится с сожжённой Москвой – мученицей 1812 года, прославленной многими поэтами, начиная с Фёдора Глинки. И в годы Великой Отечественной как будто оживают старинные максимы русского XVIII века. Недаром в годы войны переиздавали Державина:
А слава тех не умирает,
Кто за отечество умрёт;
Она так в вечности сияет,
Как в море ночью лунный свет.
Наверное, в будущем эта книга будет дополнена новыми произведениями и комментариями. Поэты писали её три века – и конца не видно. Уверен, она пригодится и на уроках литературы, и на уроках истории. Станет подспорьем для педагога, школьника, студента. Но, конечно, дело не только в учебном процессе. Мы приоткрыли один из главных пластов русской культуры. Здесь – ключи к пониманию государства, народа, общества, истории…
Важная книга для всех нас. Издательство «Народное образование» посвятило её памяти фронтовиков – павших в 1941–1945-м, ушедших от нас в мирное время – и тем, кто сегодня с нами. Книга вышла в год 70-летия Великой Победы, незадолго до 9 Мая. Это – подарок фронтовикам. Истинным героям войны, героям этой книги. Но уверен, что антологию русской героики откроют и совсем молодые читатели. Ведь сегодня героика воспринимается, пожалуй, острее, чем другие жанры поэзии. Школьники чувствуют: война рядом, она не только в стихах и в кино. Они чуть лучше стали понимать природу и необходимость подвига. Время тотальной дегероизации прошло. Пришло время изучать героику.