Перейти к содержанию
  Воскресенье 01 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    24 июня 2015 г.
Литература История

Пафос служения

Выпуск 5 (16)
Замостьянов Арсений Замостьянов Арсений — 24 июня 2015

Русская поэтическая героика. Школьная антология. – М.: Народное образование, 2015. – 402 с. – 5000 экз.

В год 70-летия Победы должна была появиться такая книга – первая хрестоматия русской героики от Феофана Прокоповича до Александра Твардовского. Выходили капитальные антологии любовной лирики, сатирической поэзии, но не героики. Да, у нас есть несколько превосходных собраний поэзии Великой Отечественной, выходила антология, посвящённая 1812 году, но столь полное обозрение героики XVIII–ХХ веков появилось впервые.

В понимании составителей антологии героика – это не только батальные гимны. Есть стихи о духовном подвиге (например, Алексей Хомяков), есть и героика труда, как в «Рассказе Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка» Владимира Маяковского. Удалось обойтись и без идеологических предрассудков: белый Несмелов рядом с красным Сурковым, православные оды Державина предшествуют богоборческим стихам Багрицкого. На то и антология, чтобы всему знаменательному и вескому нашлось место.

Понятие «Победа» – важнейший позывной для русской культуры. Политики часто пытаются сформулировать «национальную идею», а она – только в этом слове. Ведь Победа – это не только виктория на бранном поле. Это и победа над собой, над собственными слабостями. И духовный подвиг, и трудовое рвение. Всё это есть в стихах разных веков… «Как внешних супостат, как внутренних сражать». Всё есть в этой антологии – и революционные, и охранительные тенденции. Материя истории – это «единство и борьба противоречий», и мы должны уважительно изучать всю идеологическую палитру.

Трудно предсказывать будущее, но гораздо труднее объяснять прошлое. Историю можно трактовать по-всякому, но исправить нельзя. Когда работаешь над хрестоматией – убеждаешься в правоте этого банального правила. Но прошлое оживает, как только начинаешь перечитывать:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

Перелистывая антологию, примечаешь, как магистральная линия менялась вместе с общественными настроениями: так, с 1860-х годов, с эпохи великих реформ и развития капитализма в России, иссякал потенциал монархической героики. Имперский официоз Петра Великого, столь долгие годы искренне принимавшийся поэтами и их читателями, прервался трагической патриотикой Ф.И. Тютчева и В.Г. Бенедиктова времён Крымской войны. После падения Севастополя выдающиеся поэты всё реже обращались и к образам православной духовности. Приметой нового времени была героизация революционной борьбы «за рабочее дело», за «лучшее будущее всего человечества», героика бунта. После 1917 года – пафос строительства нового мира, прославление героического труда. В предвоенные годы – патриотическая армейская героика, которая во многом развивала наработки поэтов XVIII века и поэтов, озарённых подвигом 1812 года.

Антология поэтической героики показывает, как менялись направления народной мысли – от монархизма к революционной героике с её воспеванием подвига разрушения. Этот цикл России суждено пройти неоднократно. Со временем проявятся и другие значимые аналогии, о которых мы ещё вспомним: образ Петра Великого – и образ «капитана земли» (С. Есенин) В.И. Ленина. Образы правящих самодержцев – и образ Сталина, адресата новых проникновенных од. Эта книга хранит великую силу. Силу возвышенной сыновней любви к Родине, к нашему народу, который всей своей историей заслужил наименование «народ-победитель». Национальная заносчивость и агрессия глубоко чужды спокойному, мужественному чувству патриотизма, с которым наш народ побеждал и будет побеждать. Народ, неотделимый от государства Российского и самой идеи государственности, централизации. Мы слышим голоса поэтов, живших в разные эпохи. И всё-таки что-то объединяет монархиста Державина и коммуниста Маяковского, православного патриота Хомякова и страстного богоборца Багрицкого… Объединяют поэзия и Россия. Объединяет умение всё преодолеть ради Победы.

Мы слышим голоса поэтов разных поколений – и вдруг становятся очевидными скрытые аналогии. Воспевание памятника Петру Великому – Медного всадника, который в русской поэзии стал не только символом Российской империи, но и активно действующим героем, соотносится с памятником Ленину, который встаёт на защиту Родины в стихотворении Степана Щипачёва и мистически преломляется у Ильи Сельвинского. А памятник Суворову – молчаливый свидетель ленинградской блокады – грудью встречает вражеские налёты немецких стервятников в стихотворении Всеволода Рождественского. Подвиг Ленинграда Великой Отечественной соотносится с сожжённой Москвой – мученицей 1812 года, прославленной многими поэтами, начиная с Фёдора Глинки. И в годы Великой Отечественной как будто оживают старинные максимы русского XVIII века. Недаром в годы войны переиздавали Державина:

А слава тех не умирает,

Кто за отечество умрёт;

Она так в вечности сияет,

Как в море ночью лунный свет.

Наверное, в будущем эта книга будет дополнена новыми произведениями и комментариями. Поэты писали её три века – и конца не видно. Уверен, она пригодится и на уроках литературы, и на уроках истории. Станет подспорьем для педагога, школьника, студента. Но, конечно, дело не только в учебном процессе. Мы приоткрыли один из главных пластов русской культуры. Здесь – ключи к пониманию государства, народа, общества, истории…

Важная книга для всех нас. Издательство «Народное образование» посвятило её памяти фронтовиков – павших в 1941–1945-м, ушедших от нас в мирное время – и тем, кто сегодня с нами. Книга вышла в год 70-летия Великой Победы, незадолго до 9 Мая. Это – подарок фронтовикам. Истинным героям войны, героям этой книги. Но уверен, что антологию русской героики откроют и совсем молодые читатели. Ведь сегодня героика воспринимается, пожалуй, острее, чем другие жанры поэзии. Школьники чувствуют: война рядом, она не только в стихах и в кино. Они чуть лучше стали понимать природу и необходимость подвига. Время тотальной дегероизации прошло. Пришло время изучать героику.


30

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

В режиме реального времени

01.10.2023

«ЛГ»-рейтинг

30.09.2023

Укрыться от осеннего дождя

29.09.2023

Как рождались сказки?

29.09.2023

Наши вышли на связь

29.09.2023

Путешествия шеститомника

1961 голосов

Голос совести

1468 голосов

Русская поэзия обязана провинции

1346 голосов

Дом-музей Н.С. Лескова на родине писателя

1277 голосов

Молчанию небес наперекор

973 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Писатель Сериал Утрата Писатели
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты