Сегодня отечественная культура отвечает на вызовы времени наравне с политикой, экономикой и социальной сферой. Составной частью культурного кода нации является монументальное искусство. О его месте в историческом и мировом контексте «ЛГ» беседует с чрезвычайным и полномочным послом России в Болгарии Элеонорой Митрофановой.
– Элеонора Валентиновна, вы являетесь председателем Попечительского совета фонда поддержки культуры и искусства отечественных авторов «КИРА». Что стало импульсом для его создания?
– Фонд занимается созданием и установкой памятников выдающимся деятелям нашего отечества не только в России, но и за рубежом. Основан он был в 2016 году по инициативе моего мужа Владимира Лукича Тыртышникова. А сама идея родилась несколько раньше, поскольку в нашей семье есть творческие люди: сын Андрей Тыртышников – скульптор, невестка – Анна Поликарпова – художница. Мы видели на опыте наших детей и их коллег, как сложно реализовываются творческие проекты, как много организационных усилий нужно приложить, чтобы они состоялись. Поэтому фонд фактически помогает творческим людям в воплощении их проектов. Создание и продвижение произведений монументального искусства – сложный и дорогостоящий процесс, в котором задействовано множество людей и организаций. От идеи до установки скульптуры проходит много времени: необходимо найти финансирование, получить все разрешения, организовать установку. Фонд осуществляет все эти действия, являясь, по существу, системным интегратором. За время его существования нами было реализовано порядка пятнадцати проектов в России и за рубежом – во Франции, в Сербии, на Кипре, в Италии, Болгарии.
– Какие из них были самыми интересными и сложными?
– Каждый интересен и сложен по-своему. Но я бы, пожалуй, выделила композицию «Вселенная Циолковского», установленную в новом здании Государственного музея истории космонавтики в Калуге. В центре композиционно-сферического пространства находится фигура гениального русского учёного, а вокруг – интерактивные макеты планет и спутников, расположенные на раскручивающейся галактической спирали, моделей обитаемых космических станций и межгалактических кораблей, описанных самим Циолковским. Монумент расположен на оси лестницы главного входа в здание второй очереди музея и огромного трёхцветного атриума. Позволю себе сослаться на рецензию Сергея Борисовича Ткаченко, заслуженного архитектора России, члена-корреспондента Российской академии художеств, действительного члена Академии архитектурного наследия: «В варианте, предложенном творческой группой фонда, Константин Эдуардович представлен человеком, парящим над бездной в прямом и переносном смыслах, точка опоры минимальна, тело парит. Надо льдом? Он ведь на коньках! Сильнейший ассоциативный ряд: коньки – лёд – глубина – неизвестность – опасность – космос – смелый человек, делающий первые шаги по неизвестному тонкому льду. Спираль – след от стали конька и символ развития вселенной». Очень точное описание этой работы.
Сложность же заключалась в том, что это инсталляция, а не просто скульптура, – в работе было задействовано множество разных специалистов. Кроме того, сдача второй очереди Музея истории космонавтики несколько раз переносилась, что усложняло завершающий этап работы над этим проектом. Но в итоге всё получилось замечательно. Осуществление этой идеи стало возможным благодаря спонсорской помощи, оказанной учёным и предпринимателем Игорем Рауфовичем Ашурбейли и его холдингом «Социум».
– Как складывается деятельность фонда в нынешние непростые времена?
– В этом году мы наконец смогли открыть помещение, полученное ещё в 2021 м. Планируем организовывать выставки, проводить культурные мероприятия и мастер-классы. Для всех желающих откроем классы по обучению живописи, скульптуре и гончарному делу. Один из проектов мы назвали «Талантливый человек талантлив во всём». Это будут выставки художников-любителей, людей разных профессий, серьёзно занимающихся искусством в свободное от основной профессии время. Зачастую они создают произведения очень хорошего уровня, но выставлять свои работы им сложнее: галереи, как правило, работают только с профессионалами. Мы надеемся, что этот проект привлечёт немало одарённых мастеров.
– Монументальное искусство – одно из самых действенных средств формирования общественной среды, а значит, и общественного сознания. Не кажется ли вам, что создание новых памятников ярким личностям российской истории может ускорить процесс кристаллизации национальной идеи, о поисках которой так много говорится сегодня?
– Вы затронули весьма сложный и философский вопрос, который касается исторической памяти и оценки значения той или иной личности с точки зрения сегодняшнего дня. Кроме того, это вопрос и свободы творчества, а также финансовой состоятельности государства и общества. Искусство – это духовное, культурное и эстетическое постижение мира и человека, живущего в нём. Ставить памятники ярким личностям нашей истории – задача очень важная. Это отражение нашей общей исторической памяти, без которой нет будущего. Миссия государства, региональных и местных властей – создавать правильную культурно-историческую среду в стране, регионе, городе. Но не менее существенна и роль общества, в том числе и таких фондов, как «КИРА», которые инициируют и осуществляют общественно значимые проекты в монументальном искусстве.
– Такие как установка памятника Павлу Фитину в Тюмени?
– Это один из недавних проектов нашего фонда. Павел Михайлович Фитин возглавлял внешнюю разведку СССР в труднейшие для страны годы – с 1939 по 1946 г. Ему едва исполнился 31 год, когда его назначили на такую ответственную должность. Имя Фитина занесено не только в анналы Службы внешней разведки, но и в историю страны: СВР внесла неоценимый вклад в создание нашего ядерного щита. Павел Михайлович – совершенно уникальная личность, пример для современной молодёжи. Сейчас, в период исторических испытаний, нашей родине нужны такие парни с горящими глазами, готовые самоотверженно решать стоящие перед страной задачи. Церемония открытия памятника состоялась 16 августа 2024 года в Тюмени – на площади Борцов Революции. Работа выполнена скульптором академиком Российской академии художеств Андреем Тыртышниковым. Одним из инициаторов установки монумента стал депутат Тюменской областной Думы Владимир Пискайкин, который провёл значительную организационную работу и принял участие в финансировании проекта. Это хороший пример эффективного взаимодействия муниципальных органов и общества.
– Монументальное искусство и архитектура испокон веков существуют в теснейшем симбиозе. Насколько тесна их взаимосвязь сегодня?
– Вы затронули очень важную тему. В разные эпохи эта взаимосвязь имела свои особенности. С давних времён храмовые сооружения могли сочетать в себе две ипостаси – места молитвы и памятника тому или иному событию. Достаточно вспомнить храм Василия Блаженного на Красной площади, возведённый в честь взятия Казани Иваном Грозным, или храм Спаса на Крови, построенный на месте покушения на императора Александра II. В царствование Елизаветы Петровны, ознаменованное появлением елизаветинского барокко, образцы монументального искусства приобрели поистине исполинские масштабы, превратив величественные дворцовые комплексы, к примеру Аничков и Строгановский в Петербурге, в памятники самой эпохе. Такое искусство было слишком далеко от народа, оно создавалось «от царей и для царей». Со второй половины XIX и до начала XX столетия – время расцвета русского стиля, возродившего интерес к древнерусской архитектуре и народной культуре. Его шедеврами, такими как здания Исторического музея или Ярославского вокзала, мы восхищаемся и сегодня.
Советское монументальное искусство носило идеологический характер: оно иллюстрировало успехи социалистического общества в науке, промышленности, космической отрасли, спорте и других отраслях. Мозаичные панно, витражи, скульптуры, барельефы и росписи украшали собой промышленные и общественные здания. СССР использовал монументальное искусство, чтобы донести народу важные идеи через яркие и понятные всем образы. Самыми узнаваемыми примерами такого подхода могут служить скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», монумент Юрию Гагарину на площади, носящей его имя, и, конечно же, ВДНХ.
В царской России монументальное искусство финансировалось либо напрямую из казны, либо из средств членов дома Романовых или представителей знатных и богатых фамилий. Однако известно немало случаев, когда средства собирали, что называется, всем миром – по подписке, как это произошло с памятниками Пушкину в Москве или Лермонтову в Пятигорске. В советское время эту функцию взяло на себя государство. Сегодня многие монументальные проекты осуществляются за счёт меценатов и благотворителей, и это в большинстве своём именно памятники и скульптурные композиции, которые, как и прежде, очень тщательно вписываются в архитектурную и социальную среду.
– Памятники и памятные знаки нашим соотечественникам, установленные за рубежом, всегда становились своего рода визитной карточкой России. Достаточно вспомнить монументы Петру I в Заандаме и Суворову у перевала Сен-Готард, памятники Тургеневу в Баден-Бадене, Гоголю в Риме и Пушкину в Софии. Времена изменились, и сегодня многим памятникам угрожает уничтожение. О драматической судьбе пловдивского «Алёши», которого пока удалось отстоять, знают все. В «русских памятниках» за рубежом действительно видят некую экзистенциальную угрозу?
– За рубежом установлено немало памятников нашим соотечественникам – писателям, поэтам, деятелям искусства, но больше всего – воинам Красной армии, освободившим Европу от нацизма. Война в основном ведётся с памятниками советским воинам в Восточной Европе – Прибалтийских странах, Польше, Украине. В последнее время власти ряда европейских стран объявили о подготовке к демонтажу более 300 памятников советским солдатам, погибшим в боях за освобождение Европы от «коричневой чумы». Всего на сегодняшний день на территории европейских государств уже демонтировано более трёх тысяч монументов советским воинам-освободителям. Таким способом правительства этих стран пытаются стереть истинную историю и показать, что воины советской армии были оккупантами, а не освободителями. Это в чистом виде переписывание истории. Украинцы пошли дальше: они сносят памятники историческим деятелям, художникам, писателям. Снос памятников Екатерине II и А.С. Пушкину в Одессе – это примеры современного варварства и вандализма. Это не только свидетельствует о глубоких комплексах и попытках любой ценой продемонстрировать, что Украина – не Россия, но и показывает глубокую внутреннюю ущербность и неуверенность в своём будущем.
В Болгарии, где я работаю, такого массового явления не наблюдается. Здесь огромное количество памятников русским воинам, поддержавшим страну в борьбе против османского ига в ходе Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, и воинам Красной армии, освободившим Болгарию от нацизма в последней Мировой войне. Болгары ухаживают за этими памятниками, отмечают памятные даты. Да, в 2023 году мэрия Софии под предлогом необходимости реставрации, по существу, снесла памятник Советскому солдату в центре Софии, что вызвало очень большую волну возмущения граждан. Посольство отслеживает дальнейшие действия руководства Софии по отношению к памятнику. Пока никаких действий мы не видим.
– Политика отмены русской культуры, поднятая на щит западными странами, не находит единодушной поддержки в мире и даже внутри самих этих стран. Доказывает ли это, что мировую культуру, созданную человечеством за тысячелетия своей истории, невозможно приказным порядком расчленить на «правильные» и «неправильные» составляющие?
– Безусловно, русская культура – неотъемлемая часть мировой, и отменить её невозможно. Но если мастерам и произведениям искусства, ставшим частью мирового канона, глобальная отмена не грозит, то с современными деятелями культуры всё гораздо сложнее. Мы знаем, что Валерия Гергиева в начале марта 2022 года отстранили от должности главного дирижёра Мюнхенского филармонического оркестра, поскольку он не высказал ясно своё отношение к действиям России на Украине. По этой же причине миланский театр «Ла Скала» отстранил дирижёра от работы над оперой П.И. Чайковского «Пиковая дама». Однако театр откроет новый сезон оперой Модеста Мусоргского «Борис Годунов» с большим количеством российских исполнителей. Директор театра Доминик Мейер подчеркнул, что не поддерживает «культуру отмены».
Одна из самых агрессивных кампаний по отмене российского искусства в 2022 году прокатилась по Польше. Местный министр культуры Пётр Глиньский заявил, что российская культура «должна исчезнуть» из «общественного пространства»: «Мы ценим достижения этой культуры в музыке или литературе. Они на высшем уровне, но мы имеем дело со страной, которая сошла с ума». Комментарии, как говорится, излишни. Я убеждена, что рано или поздно время всё расставит по своим местам.