1 июля 70 лет назад родился Олег Михайлович Дмитриев (1937 – 1993), автор не самых громких, но многими и теперь читаемых книг «Арбатские сибиряки», «Белый час рассвета», «Птицы над городом», «Есть и проза и стихи» и других. Его помнят те, кого он вводил не в стихосложение, а в поэзию, работая в «Юности» и в «Литгазете». Помнят и его стихи о девочке, поющей на тротуаре, его участие в нашумевшем «Общежитии», составленный им лирический сборник друга, Николая Рубцова... В памяти – увиденные его поэтическим взором жители Москвы: «Как животворный сок Течёт в стволе древесном, – струятся москвичи Меж вековых колец».
В этот же день – 145 лет со дня основания Российской государственной библиотеки (1862), хотя она могла бы отмечать своё рождение и с 1831 года, когда в Северной столице открылся Румянцевский музей; но положение именно о Московском публичном музеуме, а соответственно и о библиотеке, являвшейся его частью, обнародовали 145 лет назад. Теперь здесь более 42 миллионов единиц хранения – от древних рукописей до новейших газет. Кто хотя бы день работал в Ленинке, тот никогда уже не сможет забыть о её залах, зелёных лампах, массивных столах, бесконечных каталогах; о встречах, которые часто становились судьбоносными.
2 июля – 130-летие со дня рождения Германа Гессе (1877 – 1962), лауреата Нобелевской премии (1946), автора романов «Петер Кеменцинд», «Демиан», «Степной волк», «Игра в бисер», психологической повести «Клейн и Вагнер».
6 июля – 130 лет назад родился Алексей Михайлович Ремизов (1877 – 1957), автор светлой, на фольклоре и мифе построенной книги «Посолонь», переосмысленных сказаний «Лимонарь, сиречь: Луг духовный», романа «Пруд», пьес «Бесовское действо», «Трагедия о Иуде», «Действо о Георгии Храбром», почти готической повести «Крестовые сёстры». Его сказки, сказания, легенды («Докука и балагурье», «Укрепа», «Голубиная книга», «О Петре и Февронии Муромских», «О Григории и Ксении Тверских» и другие) – чтение чудное, упоительное. Но есть и «Огненная Россия», и «Иверень», и «Учитель музыки», и «Ров львиный». И ещё – целая серия альбомов, которые по достоинству были оценены знатоками – Пикассо и Кандинским, Добужинским и Ларионовым.
В этот же день 110 лет назад родился Анатолий Борисович Мариенгоф (1897 – 1962), один из авторов манифеста русского имажинизма, друг Есенина и Шершеневича, автор теоретического труда «Буян-остров», поэм «Слепые ноги» и «Сентябрь» и, конечно же, скандального «Романа без вранья», романов «Циники», «Бритый человек», мемуаров «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги».
В этот же день – 150-летие со дня рождения Хенрика Понтоппидана (1857 – 1943), датского писателя, лауреата Нобелевской премии (1917), автора трилогии «Обетованная земля», восьмитомного романа «Счастливчик Пер», пятитомной хроники «Царство мёртвых», а также книг «Смена кожи», «Наследство и долг», «Семейная жизнь» и других. Премию получил «за правдивое описание современной жизни Дании». И хотя О. Гайсмар утверждал, что «как художник он второстепенен», Т. Манн назвал его «прирождённым эпическим поэтом», а С. Россел уже после смерти лауреата написал, что тот отобразил жизнь свою и современников «с художественным совершенством».
27 июля – 100-летие со дня выхода в свет первого выпуска государственного библиографического указателя «Книжная летопись». Раз в неделю – сведения практически обо всех книгах и брошюрах, напечатанных в стране, даже о тех, которые не поступят в магазины.
28 июля – 120-летие со дня рождения Петра Васильевича Орешина (1887 – 1938), одного из пронзительных крестьянских поэтов, которого неслучайно часто называют певцом; Есенин об одном из сборников его писал, что тот напоминает «озеро, где отражается и месяц, и церковь, и хаты». Хотя они не только отражались – жили то мучительно, то светло: в «Сказе деревенского петуха», в «Злой жизни», в «Ржаном солнце», «Соломенной плахе», «Откровенной лире», в «Журавлиной». До травли, до ареста, до расстрела оставались ещё годы, а уже написалось: «И на Руси такой мороз, Что вся она по швам, И холодно в снегах берёз Нам, сельским соловьям».
29 июля – 100-летие со дня рождения Бориса Петровича Корнилова (Вербина) (1907 – 1938). Репрессированный и погибший в 1938 году, он, несмотря на недолгую жизнь, оставил нам не только «Молодость» и «Песню о встречном» (почти все знают её по фильму «Встречный»), но и «Триполье», и поэму «Моя Африка», и стихи о Пушкине. Были и «Последний день Кирова», и «Самсон» – результат кризиса. Но об этом – не в двух же словах. Чтобы понять – надо перечитать то, что о поэте сказали Л. Аннинский и О. Берггольц, Л. Заманский и К. Поздняев, А. Павловский
и Г. Цурикова. Но прежде – самого Корнилова: от «Как от мёда у медведя зубы начали болеть» до «Продолжения жизни».
30 июля – 250 лет назад родился Дмитрий Иванович Хвостов (1757 – 1835), которого Ю.Н. Тынянов назвал «пародической личностью», поскольку притчи его сопровождались пародиями и эпиграммами Жуковского и Дельвига, Дмитриева и Вяземского, Измайлова и Языкова; Пушкин иронично писал о нём в «Медном всаднике», а Платов отмечал: «Стихи твои – наш барабан, Для слуха нестерпимый». Граф, обер-прокурор Сената и Синода, член Государственного совета и т.д., он вошёл в литературу как непревзойдённый графоман (в прямом смысле слова – человек, одержимый манией сочинительства), хотя друг и родственник его, великий Суворов, умолял Хвостова не печататься. Разве что Карамзин сказал доброе слово «за его постоянную любовь к стихотворству. Вот любовь, достойная таланта! Он заслуживает иметь его, если и не имеет».
Рубрику ведёт