Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 ноября 2025 г.
  4. № 46 (7010) (19.11.2025)
Телеведение

Панк-рок-терапия

«Здесь был Юра» Сергея Малкина – победитель третьего фестиваля актуального российского кино «Маяк»

19 ноября 2025
Дядя Юра (Константин Хабенский) и его молодые опекуны-панки

Никита Маргаев


В 2025 году сразу несколько режиссёров решили переосмыслить идеологию панк-рока. Норвежец Йоаким Триер, представляя «Сентиментальную ценность» в Каннах, приравнял панк к нежности, в то время как американец Джеймс Ганн в «Супермене» отождествил его с добротой. Их российский коллега Сергей Малкин воздержался от подобных манифестаций, однако его дебютный фильм совершенно точно вписывается в этот очаровательный кинотренд. Более того, самой бунтарской картиной из этой тройки на поверку оказывается «Здесь был Юра».

История вращается вокруг двух друзей – Олега (Денис Парамонов) и Серёги (Кузьма Котрелёв). Много лет назад они вместе с третьим товарищем по прозвищу Чеба (Александр Поршин) основали рок-группу, но добиться ощутимых успехов на этом поприще у них так и не получилось. Несмотря на отсутствие прогресса, горе-музыканты не опускают руки и продолжают писать песни в надежде, что те когда-нибудь «выстрелят». Привычный уклад жизни парней рушится, когда мама Олега просит его присмотреть за дядей Юрой (Константин Хабенский), который не может сам о себе позаботиться. И как назло, именно в этот момент у героев появляется реальный шанс сделать своё творчество более востребованным.

На первый взгляд сюжет о тридцатилетних бездельниках из обшарпанной столичной коммуналки, которые берут под опеку родственника-олигофрена, производит впечатление стандартной фестивальной заявки. На деле же дебют Малкина – не симфония для избранных, а самый настоящий панк-концерт: энергичный, громкий, нарочито неровный, отчасти импровизированный и, как следствие, неподдельно искренний. Режиссёр уже с первых минут задаёт настроение ленте, обрушиваясь на зрителя с зажигательным музыкальным номером: герои на фоне железнодорожных путей исполняют песню «Как говорят животные», затем в кадре появляется охранник и пытается выпроводить рокеров, но те вступают с ним в рукопашный бой. К слову, добрая часть саундтрека «Юры» состоит из каверов на песни брянского коллектива Kick Chill, и некоторые из них гарантированно осядут в вашей памяти. Далее история развивается стремительно, без промедлений и высокопарных лирических пауз, персонажи быстро обрастают сценарным мясом и раскрываются как сложные многогранные натуры, а количество нелепых ситуаций с их участием растёт в геометрической прогрессии. В диалогах периодически проскакивают крепкие словечки и цитаты из популярных интернет-мемов, и как раз поэтому они кажутся такими достоверными, а нарочито небрежные движения камеры и монтаж лишь подчёркивают подлинность происходящего.

«Здесь был Юра» – это фильм, который не травмирует и даже не диагностирует, а действительно способствует выздоровлению. Его незатейливость с лихвой компенсируется темпераментностью и нежностью. Помимо аудиовизуальной эстетики его «панковость» заключается в апеллировании к гуманизму и взаимному пониманию, чего нам всем сейчас не хватает. Снимать кино о людях с ментальными особенностями или задержками в развитии – это задача повышенной сложности, ибо всегда существует риск где-нибудь сфальшивить или допустить интонационную ошибку. Но ещё большая ответственность лежит на исполнителях ролей: далеко не каждый артист способен сыграть умственного инвалида так, чтобы тот не вызывал дурных ассоциаций с Дебилом Джеком из пародийной картины «Солдаты неудачи». Тут нужен особый талант – как у Леонардо Ди Каприо («Что гложет Гилберта Грейпа»), Тома Хэнкса («Форрест Гамп») или Дастина Хоффмана («Человек дождя»). Константин Хабенский безусловно обладает такими способностями.

Его недосягаемой честности перформанс в ленте Малкина имеет все основания быть включённым в перечень вышеназванных удачных примеров. За весь фильм актёр не произносит ни слова, но его взгляд, по-детски открытый и искренний, громче любых реплик говорит о трагедии его героя, ребёнка, запертого в теле никому не нужного взрослого. Влипая в забавные ситуации и даже порой становясь их виновником, Юра не превращается в ходячую карикатуру, а потому юмористические эпизоды с ним не несут в себе и намёка на глумление. По этой же причине сцены, где персонаж Хабенского демонстрирует свою беспомощность перед окружающим миром, нельзя упрекнуть в манипулятивности. Чтобы отметить Константина Юрьевича персональной наградой, жюри «Маяка» отважилось нарушить собственный регламент, но иначе они поступить не могли!


Обсудить в группе Telegram

Никита Маргаев

Родился в 2003 году в Москве. Студент кафедры ж... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Авиатор»: холодная вечность

    06.12.2025
  • Миг между прошлым и будущим

    06.12.2025
  • Увы, он не взлетел

    06.12.2025
  • «Однажды в СНТ»

    03.12.2025
  • Уснувший лев

    29.11.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Интервью Театральная площадь ЛГ рейтинг Очевидец Эпоха и лица Поэзия Чечни Большая книга Поэзия Дагестана Проза Чечни Поэзия Алтая Книга месяца от Анны Матвеевой Архив Штрихкод
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS