140-летию со дня рождения основоположника метода социалистического реализма в литературе и основателя кузницы писательских кадров – Максима Горького, фигуры яркой и противоречивой, был посвящён Актовый день в Литературном институте, носящем имя великого пролетарского писателя, который таковым, по мнению многих, не является. Как отмечает критик Павел Басинский, «в творчестве Горького рабочая тема занимает мало места. Гораздо ярче в его творчестве звучит тема, с одной стороны, босячества, а с другой – купечества. Такова была парадоксальная природа горьковского таланта». Эта парадоксальность и стала предметом обсуждения со стороны писателей, преподавателей института и студенчества.
Ректор института Б. Тарасов напомнил, что в последние годы вышло много изданий, которые дают обильный фактический материал в том, что называется фундаментальными противоречиями Горького, и представил собравшимся Виктора Петелина, автора, у которого не так давно вышла книга «Жизнь Максима Горького» с эпиграфом-цитатой Алексея Максимовича: «Я – каторжник, который всю жизнь работал на других...» Большая работоспособность Горького была отмечена многими выступающими: одержимость к знаниям подчеркнул профессор С. Джимбинов, любовь к чтению – профессор В. Терёхина, Павел Басинский сделал акцент в своём выступлении на его безмерности: «Горький – личность безмерная, неохватная. Речь идёт о немыслимой, почти фантастической широте его познаний, круга общения, переписки с современниками»... Профессор Б. Леонов отметил: «Он не только горел жаждой познания вообще мира, включая литературу. Ни один художник в нашей стране не сделал столько для образования, воспитания, для укрепления имён художников литературы, как Горький...», и призвал студентов помнить, что они учатся в институте им. Горького и эта учёба обязывает к тому, чтобы проявлять соответствующую работоспособность». Профессор В. Гусев отметил, что нынешней молодёжи не хватает темперамента и общественной воли – именно того главного, что есть у Горького: «Я храбро бился, я видел Небо...»
Шла речь и о современном звучании. Заведующий кафедрой литературного мастерства профессор С. Есин подчеркнул, что у Горького пронзительная драматургия: «Удивительная вещь: его пьесы идут в XXI веке. В Театре им. Гоголя – недавняя премьера «Последние». В 1993-м эту пьесу ставил О. Табаков. И тогда всё у него шло стремительно, как семейная драма, как цепь обстоятельств. Сейчас всё по-другому, другие акценты – наружу явно вылезли деньги. Смысл великой драматургии в том, что она отвечает веяниям времени». «В плане влияния человеческого фактора, психики на экономику Горький более современен, чем в советские времена, – утверждает П. Басинский. – Никто из писателей, как он, не чувствовал психологию миллионщика».
Итог всему сказанному о выдающемся русском писателе подвёл заведующий кафедрой современной русской литературы В. Смирнов: «Масштаб Горького является частью великого мира ХХ века».