Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 сентября 2023 г.
Литература Библиосфера

Параллельная реальность Василисы Ковалёвой

15 сентября 2023

Василиса Ковалёва. Зона доступа. – М.: Редакция журнала «Москва», 2023. – 152 с.

Художник должен быть голодным. Эти непраздные слова сейчас почти забыты. Рафинированные и профессионально безупречные стихи современных авторов склонны к интеллигентской рефлексии и самоанализу, к лёгкой конфронтации литературных вечеров.

Но если вспомнить тех поэтов, кто не избежал голода или ссылки, тюрьмы или опалы, щемящего одиночества и отчаянной тоски, то, безусловно, их творчество несёт в себе отпечаток пережитого как сертификат подлинности искусства.

Такова «Зона доступа» Василисы Ковалёвой. Как осторожно, но точно выразился Михаил Попов в предисловии к книге: «Время и судьба достались Василисе не медовые». Стихотворения и иллюстрации, вошедшие в сборник, она создавала внутри недружелюбной и жёсткой реальности, по кусочкам собирая свою:

…Когда подприжали

И невмоготу мир плоский –

Иди, высекай скрижали,

Ату!

Пиши ещё круче, чем Бродский.


Со стихотворения «Пиши» начинается путешествие по мультивселенным автора. В качестве визуализации предлагается изображение человека, задумчиво курящего сигарету и выдыхающего дым в пустоту. Однако читатель-путешественник не успевает закрепить этот образ как собирательный портрет лирического героя. Персонажи «Зоны доступа» весьма разнообразны и часто диаметрально противоположны. Но есть общая черта: жизнь с оголённой душой, на разрыв. Ощущение сопричастности внутреннему миру героев создаётся с помощью сложного микса ритмических конструкций, обилия жёстких рефренов и составных рифм:

Ап! Ап! Ап!

Трам-тарарам-тарарам-тарарам!

Выносят на сцену тамтам-барабан.

Тамтам выбивает тревожнейший ритм,

Ведь чтоб быть услышанным, нужно быть битым.


Или так:

Непростая зима Севера

В подвисании сервера,

В верности лютому, грозному, вьюжному.

Фьюжн из звуков непрошенных,

Снег по окну горошинами.

Уж не Богом ли брошены мы?


Ожидание встречи с мягкой женской лирикой, её самодостаточной грустью, уютом и чайным сервизом разбивается вдребезги:

Сердце разорвано в белые клочья,

Больно до смеха, до смелости волчьей.

Выйду на улицу голой и радостной,

Белой, спокойной, немножечко пафосной…


Графические скетчи, поджидающие путешественника почти на каждой странице, такие же дерзкие и нетривиальные. Здесь танцуют израненные Клоун с Коломбиной, череп зебры взрывается множеством полосатых кубов, а суровый Владимир Маяковский ловит взгляд читателя, соскальзывающий на пирсинг и тоннели в ушах.

Герои Василисы Ковалёвой редко в покое. Они – в пути, в дороге, следуют неизведанными тропами странных миров, пытаясь найти своё место среди льдов и «искристо-блестящих лежалых снегов». Путешественник погружается в это пространство, вязнет в нём и в какой-то момент понимает, нет – чувствует, что только здесь, в неустроенности и неуютности холода и тьмы, можно нащупать важное, вечное. Об этом свистит «Северный ветер»:

Иди, научи меня говору ветра,

Ведь в нашей крови заполярный мороз.

Он даст на любые вопросы ответы

Без шуток и фальши, а только всерьёз.


Об этом же исповедь «Чумному доктору»:

Милый доктор, спасать никого не прошу –

Я частенько нырял в одуревшую Лету.

Не грущу, но отчаянно много грешу –

За пределом пределов как будто бы нету.


А где же любовь? Она присутствует, но дрожит и ускользает из-под пальцев, как отражение созвездий в воде:

Ты – отблеск закатного неба летом.

Ты – осени рыжий ковёр.

Я же, как вор,

Всё это украл и запер.

Лучше бы запил.

Лучше бы насмерть замёрз один.

А теперь ты одна средь души моей льдин.


Рваные строфы и рифмы заставляют вчитываться, замедляют взгляд, просят вернуться к началу снова и снова, пока окончательно не покоряют, словно магические заклинания. Словам тесно на бумаге. Их хочется проговорить, пропеть. Грува добавляет обилие аллитераций, например на букву «ч»:

Запутавшись напрочь в раздумьях о вечном и конченом,

Домучить пытаясь истерзанный стих,

Опять чересчур замороченный,

Дочерна вымарав чистый когда-то листок,

Вдруг захочется…


Или на букву «р»:

Русским быть тяжело,

Перо оставляет шрамы.

Тлеет остов политбюро

На РОСТа оконной раме.


К середине книги симпатия читателя к героям «Зоны доступа» достигает уровня сопереживания, путешественник желает понять, кем бы он стал в этих мирах: прекрасным берсерком или любителем треша? Циркачкой или золушкой? Волком или вороной?

Множественность тем и персонажей не отменяет тем не менее факта, что в них воплощено всё самое сокровенное, личное:

Однажды ты понимаешь, что ты как котенок слепой новорождённый

Ползёшь по пути

Никем не пройденному,

Никем не найденному,

Но всё равно как будто краденому.


Путь героя «суров, как взводной курок», и как его логическое завершение – простая и неотвратимая смерть:

Мой танец тихо подойдёт к концу.

Прощанье с солнцем на закате дня.

Я только руки поднесу к лицу –

И смерть поймёт и уведёт меня.


Однако магия вселенной Василисы Ковалёвой не останавливается на этом. Она предлагает «Колыбельную» как головоломку, решив которую «я не умру, и ты тоже». Или новый уровень бытия в «Точке бифуркации»:

Мы нигде. Это место давно называется «где-то».

В белой линии света,

В глуби инфракрасного спектра

Мы утопим последние

            страхи, пороки, тотемы и вето.


Тем удивительнее в этом головокружительном путешествии вываливаться из снежного холода и сумрака в кластер шутливых сказок, полных доброй иронии. Автор предлагает свою интерпретацию «Золотой рыбки» в по-буддистски задумчивой версии («О желаниях») или хозяйственной «Золушки» («О честности в браке»):

Золушка очень устала от балов.

Звоном в ушах отдаёт звон бокалов.

Душное платье сидит власяницей,

Золушке месяц не естся, не спится.


После такого хочется ещё забавных историй, лёгкости, улыбок. Как будто оттаиваешь после северных ветров. И вот они – неожиданные, по-детски наивные «Наш дом» и «Почему коровы не летают». В них время, как в детстве, течёт по своим особым законам, изливаясь в вечность.

Строки о доме – самые проникновенные, самые щемящие. Герои «Зоны доступа» давно в пути, они, по сути, скитальцы, оттого их тоска особенно пронзительна:

У меня уже третий день – ни любви, ни ревности.

А домой я вернусь потом –

На щите? С щитом?

Вот бы грушу трясти и водицу в ведре нести.

Я, конечно, вернусь.

                Только где же

                             Теперь

                                          Мой дом?


Поиски неотвратимо приводят к Богу. Он ждёт нас дома:

Мы не забытые Богом,

Мы просто слишком верны

Сугробам, станицам, острогам

Суровой и властной страны.


Он наполняет Своим Светом параллельные вселенные и нисходит в молитве:

Боже, милостив буди мне. Прави мне.

Я сто раз повторю изречение.

Разреши мне сгореть в этом пламени –

Дай согреться. Приму как лечение.


Прожив множество жизней и странствий, увлекаемый героями книги и их визуальными проекциями, путешественник-читатель чувствует наполненность от соприкосновения с их дивными мирами и выдыхает с улыбкой и благодарностью:

…А у нас –

Чай с имбирем и пряники

И разговоры про Брюсова с Хармсом,

На кухне плита улыбнётся газом:

Идут! Ставьте Брамса!


Мария Седова

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS