Рекордное число заявок пришло в адрес оргкомитета III Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура» - более 1000. Теперь слово за жюри, которому предстоит непростая задача – отобрать из присланных работ 40 лучших. Сегодня о настоящем и будущем молодых композиторов в совместной рубрике «ЛГ» и радио «Орфей» мы говорим с членом жюри художественным руководителем и главным дирижёром симфонического оркестра радио «Орфей» Сергеем Кондрашевым.
- Современная музыка слушателю гораздо ближе, так как она более точно передаёт нерв времени, жизненный темп и эмоции. Согласитесь ли вы с таким утверждением?
- Пожалуй, не соглашусь, потому что для меня современная музыка – это только та музыка, которая была написана сравнительно недавно. Но она совершенно необязательно отражает современность. Она может быть написана на исторический сюжет и рассказывать, например, о событиях далёкого прошлого. Совсем другое дело – музыкальный язык, которым написано новое сочинение.
- Почему в репертуаре симфонических оркестров сегодня так мало музыки современных авторов? В чем риск включения их произведений в концертные программы?
- Отсюда начинаются глубинные вопросы и проблемы нашей концертной деятельности в России. И эти проблемы очень давние, идущие ещё из СССР. Риск включения произведений современных авторов (а мы говорим исключительно о классической музыке ) в концертные программы в том, что на такой концерт не будут проданы билеты, и организатор мероприятия (филармонии, независимые продюсеры) получит убытки, а исполнитель будет играть в полупустом зале. Практически любая концертная деятельность в наше время – это деятельность коммерческая, за исключением той, которая целевым образом субсидируется государством.
- А почему, на ваш взгляд, зритель так вяло реагирует на появление новых имён и новой музыки в концертных программах?
- Этот вопрос вытекает из предыдущего и связан с тем, что у нас за многие предыдущие десятилетия не сформирован, и вообще отсутствует такая культурная прослойка как слушатель современной классической музыки. К сожалению, даже слушатель оперы является уже практически несуществующим классом, хотя раньше ситуация была другая.
- Возможно ли в принципе привлечь внимание слушателя к новой незнакомой музыке? Например, с помощью каких-то дополнительных «инструментов» - видео, шоу?
- Конечно, возможно! В первую очередь по федеральным телеканалам нужно рассказывать, рекламировать и пропагандировать не только большие мероприятия популярной музыки с известными всем исполнителями, но и рассказывать о новой музыке, о тех авторах, которые живут и пишут сегодня. А этого практически не происходит в медийном пространстве России, за исключением тех СМИ, которые занимаются культурой. Откуда же слушатели узнают о существовании такой музыки и таких авторов ?! Должно быть внимание со стороны государства к этому направлению развития культуры. И оно было ещё несколько десятилетий назад во времена существования большой страны. А с молодым поколением нужно вести диалог уже не с телеэкранов, а посредством интернета.
- Вы впервые вошли в состав жюри конкурса «Партитура». В чём заключается основная сложность при оценке произведений конкурсантов лично для вас?
- Самая большая сложность в том, чтобы среди огромного количества «руды» найти, не пропустить тот самый алмаз, который в ближайшем будущем засияет так же, как имена Шостаковича и Прокофьева в первой половине ХХ века.
- Вам как дирижёру интересно исполнять музыку, которую никто никогда до вас не исполнял? У вас ведь колоссальный опыт в проекте «Возрождаем наследие русских композиторов». Но это музыка прошлого, а здесь фактически музыка будущего. Интересно ли вам это как музыканту?
- Да, мне очень интересно исполнять ту музыку, которая ранее не исполнялась. В первую очередь я вижу свою миссию в том, чтобы исправлять историческую несправедливость и выносить на суд слушателя музыку тех авторов, которые ярко, но недолго просияли при жизни и затем по разным причинам оказались в полном забвении.
Что касается музыки будущего… Не вся музыка, написанная сегодня, является музыкой будущего, потому что стили композиторского письма тоже проходят определённые эволюционные этапы, порой занимающие пару-тройку десятилетий. Я говорю о том, что очень часто в моей практике встречается ситуация, когда молодой автор пишет в той же стилистике, что и преподававший ему композицию учитель. А эта композиционная стилистика, например, гроздья диссонансов, нагромождаемых друг на друга, оказались экспериментальной тупиковой ветвью композиторского письма последних 20-30 лет. И являются ли такие партитуры со стандартными шаблонными композиторскими решениями музыкой будущего? На мой взгляд, нет.
- В советское время «бремя» записи современной музыки несли коллективы Гостелерадио СССР. Не пора ли государству возродить эту традицию?
- Сегодня государство уделяет культуре огромное внимание. Классическое искусство без внимания государства, без субсидий на развитие, без рекламы обречено. Какое-то время без подобной поддержки могут выжить только хорошо известные «бренды»: это музыкальные организации, коллективы, театры со столетней историей, о которых и так регулярно слышно в медиапространстве. А вот новая современная классическая музыка в нашей стране нуждается в ещё большем внимание, особенно в регионах.
Что касается возрождения традиций Гостелерадио и звукозаписи… Лучшим подарком от государства нашей национальной музыкальной культуре было бы в первую очередь возрождение старых и строительство новых звукозаписывающих студий. Сегодня в Москве, например, функционируют скромные остатки того студийного фонда, который был построен ещё в 30-е годы прошлого века и один более новый комплекс для записи музыки к кинофильмам. Но происходит это функционирование исключительно на коммерческой основе. Если бы новая звукозаписывающая студия появилась, то, конечно, в ней должен размещаться оркестр, основной деятельностью которого является звукозапись, а не коммерческая концертная деятельность. Во всём мире такие оркестры носят названия «оркестр Радио» или «оркестр Радио и Телевидения». Главная миссия такой организации – развитие классической музыкальной национальной культуры.