Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 июня 2024 г.
Культура

Партитура успеха

Шоу классической музыки. Почему бы и нет? Дирижер Сергей Кондрашев: идет борьба за слушателя

10 июня 2024

Рекордное число заявок пришло в адрес оргкомитета III Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура» - более 1000. Теперь слово за жюри, которому предстоит непростая задача – отобрать из присланных работ 40 лучших. Сегодня о настоящем и будущем молодых композиторов в совместной рубрике «ЛГ» и радио «Орфей» мы говорим с членом жюри художественным руководителем и главным дирижёром симфонического оркестра радио «Орфей» Сергеем Кондрашевым.

- Современная музыка слушателю гораздо ближе, так как она более точно передаёт нерв времени, жизненный темп и эмоции. Согласитесь ли вы с таким утверждением?

- Пожалуй, не соглашусь, потому что для меня современная музыка – это только та музыка, которая была написана сравнительно недавно. Но она совершенно необязательно отражает современность. Она может быть написана на исторический сюжет и рассказывать, например, о событиях далёкого прошлого. Совсем другое дело – музыкальный язык, которым написано новое сочинение.

- Почему в репертуаре симфонических оркестров сегодня так мало музыки современных авторов? В чем риск включения их произведений в концертные программы?

- Отсюда начинаются глубинные вопросы и проблемы нашей концертной деятельности в России. И эти проблемы очень давние, идущие ещё из СССР. Риск включения произведений современных авторов (а мы говорим исключительно о классической музыке ) в концертные программы в том, что на такой концерт не будут проданы билеты, и организатор мероприятия (филармонии, независимые продюсеры) получит убытки, а исполнитель будет играть в полупустом зале. Практически любая концертная деятельность в наше время – это деятельность коммерческая, за исключением той, которая целевым образом субсидируется государством.

- А почему, на ваш взгляд, зритель так вяло реагирует на появление новых имён и новой музыки в концертных программах?

- Этот вопрос вытекает из предыдущего и связан с тем, что у нас за многие предыдущие десятилетия не сформирован, и вообще отсутствует такая культурная прослойка как слушатель современной классической музыки. К сожалению, даже слушатель оперы является уже практически несуществующим классом, хотя раньше ситуация была другая.

- Возможно ли в принципе привлечь внимание слушателя к новой незнакомой музыке? Например, с помощью каких-то дополнительных «инструментов» - видео, шоу?

- Конечно, возможно! В первую очередь по федеральным телеканалам нужно рассказывать, рекламировать и пропагандировать не только большие мероприятия популярной музыки с известными всем исполнителями, но и рассказывать о новой музыке, о тех авторах, которые живут и пишут сегодня. А этого практически не происходит в медийном пространстве России, за исключением тех СМИ, которые занимаются культурой. Откуда же слушатели узнают о существовании такой музыки и таких авторов ?! Должно быть внимание со стороны государства к этому направлению развития культуры. И оно было ещё несколько десятилетий назад во времена существования большой страны. А с молодым поколением нужно вести диалог уже не с телеэкранов, а посредством интернета.

- Вы впервые вошли в состав жюри конкурса «Партитура». В чём заключается основная сложность при оценке произведений конкурсантов лично для вас?

- Самая большая сложность в том, чтобы среди огромного количества «руды» найти, не пропустить тот самый алмаз, который в ближайшем будущем засияет так же, как имена Шостаковича и Прокофьева в первой половине ХХ века.

- Вам как дирижёру интересно исполнять музыку, которую никто никогда до вас не исполнял? У вас ведь колоссальный опыт в проекте «Возрождаем наследие русских композиторов». Но это музыка прошлого, а здесь фактически музыка будущего. Интересно ли вам это как музыканту?

- Да, мне очень интересно исполнять ту музыку, которая ранее не исполнялась. В первую очередь я вижу свою миссию в том, чтобы исправлять историческую несправедливость и выносить на суд слушателя музыку тех авторов, которые ярко, но недолго просияли при жизни и затем по разным причинам оказались в полном забвении.

Что касается музыки будущего… Не вся музыка, написанная сегодня, является музыкой будущего, потому что стили композиторского письма тоже проходят определённые эволюционные этапы, порой занимающие пару-тройку десятилетий. Я говорю о том, что очень часто в моей практике встречается ситуация, когда молодой автор пишет в той же стилистике, что и преподававший ему композицию учитель. А эта композиционная стилистика, например, гроздья диссонансов, нагромождаемых друг на друга, оказались экспериментальной тупиковой ветвью композиторского письма последних 20-30 лет. И являются ли такие партитуры со стандартными шаблонными композиторскими решениями музыкой будущего? На мой взгляд, нет.

- В советское время «бремя» записи современной музыки несли коллективы Гостелерадио СССР. Не пора ли государству возродить эту традицию?

- Сегодня государство уделяет культуре огромное внимание. Классическое искусство без внимания государства, без субсидий на развитие, без рекламы обречено. Какое-то время без подобной поддержки могут выжить только хорошо известные «бренды»: это музыкальные организации, коллективы, театры со столетней историей, о которых и так регулярно слышно в медиапространстве. А вот новая современная классическая музыка в нашей стране нуждается в ещё большем внимание, особенно в регионах.

Что касается возрождения традиций Гостелерадио и звукозаписи… Лучшим подарком от государства нашей национальной музыкальной культуре было бы в первую очередь возрождение старых и строительство новых звукозаписывающих студий. Сегодня в Москве, например, функционируют скромные остатки того студийного фонда, который был построен ещё в 30-е годы прошлого века и один более новый комплекс для записи музыки к кинофильмам. Но происходит это функционирование исключительно на коммерческой основе. Если бы новая звукозаписывающая студия появилась, то, конечно, в ней должен размещаться оркестр, основной деятельностью которого является звукозапись, а не коммерческая концертная деятельность. Во всём мире такие оркестры носят названия «оркестр Радио» или «оркестр Радио и Телевидения». Главная миссия такой организации – развитие классической музыкальной национальной культуры.


Тэги: Интервью Классическая музыка
Обсудить в группе Telegram

Наталья Пелехацкая

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Под куполом… к мечте

    29.05.2025
  • Михаил Любимов: «Я уже давно не верю в то, что человек произошёл от обезьяны»

    28.05.2025
  • Цель – победный мир

    22.05.2025
  • Без границ

    22.05.2025
  • Русских хотели обречь на вымирание

    07.05.2025
  • Под знамена высокого искусства!

    715 голосов
  • Красиво уйти!

    25 голосов
  • «После «Мастера и Маргариты» моя жизнь разделилась на две части…»

    17 голосов
  • Радио «Орфей»: мир без границ

    11 голосов
  • Век «Асю» не слушали

    11 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS