Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 мая 2023 г.
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

Павелецкие практики Леонида Словина

Писатель-милиционер – мастер железнодорожного детектива

04 мая 2023
Леонид Словин (1930–2013)

Чем большее развитие получали в российском государстве транспортные и, в частности, железнодорожные коммуникации, тем серьёзнее становилась для этой сферы тема обеспечения безопасности перевозок и охрана порядка. И первые реальные практические шаги по созданию в Российской империи службы транспортных правоохранителей были сделаны именно с открытием регулярного железнодорожного сообщения: как только начала функционировать рельсовая магистраль между Петербургом и Царским Селом – на свет появилась железнодорожная жандармерия, ставшая (на минуточку) элитой отечественной полиции XIX столетия…

В Советской России отсчёт истории транспортной милиции принято вести с зимы 1918 года, когда ВЦИК принял декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» и утвердил Положение о рабоче-крестьянской железнодорожной милиции. Кстати, среди задач, которые выполняли милиционеры, была не только борьба с преступностью, но и организация очистки железнодорожных путей. За чистоту и гигиену в вагонах тоже отвечали они. В то время когда, по словам Сергея Есенина, «ещё закон не отвердел», это была опасная служба. Бандитские вооружённые налёты на поезда в годы Гражданской войны вовсе не были киношной экзотикой. Сотрудники милиции защищали железнодорожников и пассажиров, вступали в перестрелки, нередко погибали.

Градус противостояния с криминалом уменьшился только после завершения борьбы красных и белых. Да и после этого у сотрудников транспортной милиции хватало работы. Они сохраняли правопорядок на железной дороге, оберегали права пассажиров, расследовали преступления, случавшиеся в поездах и на вокзалах, боролись с расхитителями, отслеживая рейсы товарных составов. Среда железнодорожной милиции воспитывала настоящих профессионалов, для которых не существовало мелких преступлений. К каждому нарушению закона они относились как к вызову.

С тех пор официальное наименование этой службы менялось не раз, но традиции профессионализма, глубокая погружённость в проблематику оставались неизменными для дорожных отделов милиции. А её деятельность стала основой для появления целого направления детективной литературы. Железнодорожные криминальные повести привлекают и знакомым антуражем, и тем, что розыск идёт, как правило, в замкнутом пространстве с ограниченным кругом подозреваемых. А если ещё и наделить каждого персонажа колоритными чертами характера – чтение уж точно будет увлекательным.

Расцвет жанра железнодорожного детектива пришёлся на 1970–1980-е годы, и первым среди его мастеров следует признать, пожалуй, Леонида Словина (1930–2013), писателя, знавшего железные дороги советского времени от и до. Такую уж судьбу он избрал.

Леонид Словин с юности стремился стать сотрудником уголовного розыска. Сперва судьба забросила его в адвокатуру, но он при первой же возможности с понижением в должности перевёлся в милицию. И потом много лет прослужил на Павелецком вокзале. Профессиональные знания, смекалка, навыки и жизненный опыт сделали из него писателя, который много лет совмещал литературный труд со службой в транспортной милиции. Книги его выходили солидными тиражами, в библиотеках за ними выстраивались очереди, автор получал заслуженные премии и при всём этом продолжал оставаться действующим майором милиции. На всю жизнь он запомнил тогдашнюю вокзальную арифметику: 110 кассиров, 30 носильщиков, 33 кладовщика, 150 поездов в пригородном и 21 пара в дальнем сообщении ежесуточно.

Много лет Леонид Семёнович создавал цикл повестей и рассказов, превратившихся в своего рода энциклопедию советского железнодорожного быта и криминала. Его главный герой – бывший заводской электрик Денисов, ставший не просто милиционером, а истинным асом железнодорожного розыска, поначалу не мечтал связывать свою судьбу с охраной правопорядка. В нём угадывались черты человека, которого автор глубоко уважал, – сыщика Виктора Акимова, начальника уголовного розыска, также много лет работавшего на Павелецком вокзале. В произведениях Словина поражает умение его персонажей действовать быстро, не теряя ни минуты, практически без осечек. И здесь почти нет литературного преувеличения. Транспортная милиция действительно работала безукоризненно, избавляя пассажиров от многочисленных проблем. Ведь путешествие должно быть комфортным и спокойным – даже если в него вмешивается криминальный мир.

Повести и рассказы о Денисове выходили с 1969 по 1988 год – в общей сложности почти два десятка произведений. «Астраханский вокзал», «Дополнительный прибывает на второй путь», «Четыре билета на ночной скорый», «Транспортный вариант», «ЧП в вагоне 7270» – все эти названия памятны любителям детектива. В книгах Словина вокзальная и поездная жизнь того времени предстаёт в мельчайших подробностях. Его писательский метод – реализм, а в основе каждого сюжета – случаи, которые действительно происходили, реальные уголовные дела, в расследовании которых автор принимал непосредственное участие.

В «кооперативные времена» сыщик Денисов вписаться никак не мог. Требовались новые герои, новые черты жанра – сенсационность, разоблачительность. Стиль Словина изменился. Но те, прежние железнодорожные повести так и остались самыми известными в его творчестве. В наше время они вызывают ещё и ностальгию: все мы любим возвращаться в прошлое, которое в этих книгах описано на удивление точно. Читаешь – и в памяти всплывают знакомые картины, переносящие нас в прошлое: «В конце пятиэтажной застройки появилась платформа Коломенское – малоосвещённая, с кассой в середине, с пешеходным мостом. Между домами и платформой виднелся рефрижераторный поезд – нескончаемо длинная лента вагонов-ледников. По другую сторону платформы чернел тепловоз. Тропинка впереди нырнула под вагон-ледник рядом с неразличимым в темноте, начертанным на фанере афоризмом: «ЧТО ВАМ ДОРОЖЕ? ЖИЗНЬ ИЛИ СЭКОНОМЛЕННЫЕ СЕКУНДЫ?»

Многим памятны такие полустанки и такие плакаты.

Незадолго до своего ухода писатель рассказывал в интервью: «Почти каждый год День милиции и День уголовного розыска я встречаю в линейном отделе милиции на Павелецком вокзале. Увы! Я не уверен, что интересен сегодняшним сотрудникам, которые, впрочем, со мной вежливы и доброжелательны. Читали ли они мои книги? Читают ли? Об этом мне неведомо».

Заставка к фильму «Дополнительный прибывает на второй путь». В роли оперуполномоченного Денисова – Сергей Никоненко. В роли капитана милиции – Сайдо Курбанов

Будут читать, Леонид Семёнович. Ваша проза – классика жанра. В особенности – первые книги, из «докоммерческих» времён. В них, кроме приключенческих сюжетных узлов, мы ценим картины железнодорожного быта, где есть и точность, и… уют. А самое главное, что Словин всегда понимал: в любой детективной повести, в самом закрученном сюжете люди – это не функции, а личности. Их судьбы и характеры в путешествии, в поездных купе раскрываются, быть может, как нигде. Когда-то снятый по книге Словина фильм «Дополнительный прибывает на второй путь» каждый год показывали в День железнодорожника. Двухсерийную ленту, в которой острый сюжет сопряжён с движущимся поездом, профессионалы отрасли считали «своим»…

Тэги: Путешествие во времени
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Город-сад: от фон Мекка до Крата

    20.11.2024
  • «Остаться на земле во что бы то ни стало...»

    04.10.2024
  • Дипломат его величества

    22.02.2024
  • Он был могуч и красив!

    14.09.2023
  • Война Нестора

    01.09.2023
  • Нарком Елизаров

  • Сказку быль опередила

  • Родина, встречай героев!

  • Другой Дельвиг

  • Москвы кольцо стальное

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS