Всё-таки накануне профессионального праздника, теперь фиксированно отмечаемого 5 октября, так и тянет порассуждать о том, каким должен быть настоящий учитель, или, оглянувшись вокруг себя, найти такового, причём, может быть, там, где меньше всего ожидал.
Начну на первый взгляд не о том, или, как сказал поэт, «издалека».
В сентябре меня пригласили в Дом-музей Чуковского на традиционный праздник, костёр «Прощай, лето!». Эти костры завёл у себя Корней Иванович 50 лет назад, приглашал на них лучших писателей и артистов: Маршака, Кассиля, Барто, Михалкова, Заходера, Берестова и других.
Бывали на этих кострах и Рина Зелёная, и Сергей Образцов со своими куклами.
Надо сказать, что и в этом году состав приглашённых был неслабый. Но об этом позже.
А сначала о главных героях праздника – детях.
Их во дворе музея приветствовали герои сказок Чуковского (чудесная группа клоунов «Игра»).
Поскольку на улице было прохладно (лето простилось с нами раньше, чем мы с ним), дети с удовольствием танцевали, превращаясь то в утят, то в облака, то в паровозики.
Потом, что оказалось тоже кстати, зажгли костёр. Фишка (как говорят дети) этого костра – шишка: каждый должен принести и бросить в огонь хоть одну.
Пламя быстро разгорелось. А на маленькую эстраду вышел мэтр нашей сегодняшней детской литературы Эдуард Успенский и стал представлять своих коллег по цеху – детских писателей, приехавших на праздник.
Так вот, о составе. Детям читали свои стихи Александр Тимофеевский, автор бессмертной «Пусть бегут неуклюже…», Пётр Синявский, Марина Бородицкая, Андрей Усачёв, Артур Гиваргизов, Станислав Востоков, Сергей Белорусец, Михаил Грозовский, Дина Купская (главный редактор детского журнала «Кукумбер»).
Композитор и певец Григорий Гладков выступал вместе с дочкой Сашей.
Актёр Театра Российской армии Александр Чутко исполнил арии из музыкального спектакля «Чипполино».
К чему я всё это? А к тому, что дети слушали стихи (иногда даже подсказывали поэтам), разгадывали загадки, подпевали песни – и были в полном восторге.
Думаю, в неменьшем восторге были их родители.
Как с тонким юмором когда-то написал В. Берестов:
Нам жалко дедушку Корнея.
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
и «Мойдодыра» не читал,
Не восхищался «Телефоном»
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг.
Так вот, родители, которым повезло больше, чем Чуковскому, потому что они выросли на его книгах, веселились не меньше детей.
И я подумала: вот он, настоящий урок литературы, когда поэзия доставляет радость. А кто придумал такие «уроки»?
Корней Иванович Чуковский.
И мне вдруг представилось, что нахожусь я не в музее, а в школе, где директор – Корней Иванович, учителя – поэты, а ученики – дети, которые во все времена дети.
Ведь учительство не профессия, не диплом, которого у Чуковского, разумеется, не было, а состояние души.
И ещё подумалось о том, как далека современная школа – с её телевизорами, видео и компьютерами – от этой, где есть главное: радость общения со словом и друг с другом.
Конечно, я понимаю: праздник он и есть праздник и нельзя школу превращать в игру.
Но ведь я не о букве, а о духе.
Том, который «веял» на этой площадке 50 лет назад и веет теперь.
Я убеждена: большим учителем может быть только большой ребёнок, каковым, по воспоминаниям многих, и был Корней Иванович.
Что греха таить: современные дети не любят читать. Но в гостях у Чуковского они вместе с поэтом Мариной Бородицкой декламировали берестовское:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
И, убеждена, действительно верили, что это «хорошо».
Спасибо всем, устроившим этот праздник, этот открытый урок, – и заведующему домом-музеем С. Агапову, и одному из его лучших экскурсоводов П. Крючкову.
А лично у меня День учителя в этом году состоялся досрочно: не 5 октября, а 8 сентября.
Вспоминается почти анекдот о том, как Гагарин, увидев Чуковского, с изумлением произнёс: «Как, вы ещё живы?» – «Представьте себе, жив», – ответил Чуковский.
Жив он и сейчас: Поэт, Ребёнок, Учитель.