Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 октября 2025 г.
  4. № 41 (7005) (15.10.2025)
Литература Библиосфера

Пелевин идёт ва-банк

18 октября 2025

Антон Осанов

Виктор Пелевин. A Sinistra. – М.: Эксмо, 2025. – 480 с. – 100 000 экз.

Есть две новости: хорошая и плохая. Хорошая в том, что с баночной вселенной Пелевина, похоже, покончено. По крайней мере финал A Sinistra убеждает в освобождении из этого извилистого кошмара.

Плохая же в том, что перед побегом читателю придётся одолеть пятую книгу из цикла TRANSHUMANISM INC., в которой к тому же опять присутствуют духоподъёмные вставки о петухах на зоне.

Роман сразу начинается с лекции, причём герой вот уже третьей пары – оперативник Маркус Зоргенфрей – по привычке изображает идиота, который внимает байкам учителя в выражениях типа: «А что это?», «То есть?», «А это возможно?», «Почему?» Те же вопросы хочется задать и самому Пелевину, но он довольно быстро уводит свой новый роман от катехизиса к чернокнижным приключениям в Вероне XVI века.

Они остросюжетны, с детективной и ролевой составляющими, скупо, но достаточно прорисованными декорациями и, самое главное, с крепнущей от страницы к странице надеждой, что вот сейчас перед нами окажется если и не прежний классик, то хотя бы Пелевин поздних своих романов, какого-нибудь iPhuck 10. Но когда алхимический триллер готовится трансмутировать в золото, Пелевин зачем-то превращает всё в свинец. Колдун Марко из вполне самостийной Вероны то и дело выдёргивается в мир TRANSHUMANISM INC., где, будучи оперативником Маркусом, опять вынужден вести придурковатые беседы с начальством. Эти вставки неоправданны, без них текст смотрелся бы только лучше. Кроме того, из Вероны чернокнижник попадает в отголоски прошлого романа, «Круть», сразу на педали ветроколонии, где знакомится с самодельным эзотерическим учением.

Это центральное и самое уязвимое место романа.

Пелевин вновь рассказывает о невовлечении духа в мирскую суету: «Постигни, что дух крутит кручину так же, как ноги крутят педали». Непонятно, как с этим согласуется тот факт, что сам Пелевин каждый год раскручивает макулатурный барабан «ЭКСМО», но на сей раз классик утверждает необходимые истины на уголовно-актуальном жаргоне:

«Посему не бери мирского в голову и избегай умственного гноя. А если какая шлында потребует определиться, с кем ты – с гопниками или с жопниками, отвечай ей со смирением так: я – со скелетами во гробах, и ты, бедная, тоже, просто тебя глючит по дури, вот ты до сих пор и кривляешься».

Подобная лексика крайне архаична: объяснение высокого сниженным давно не является чем-то шокирующим. В 2025 году блатной дзен выглядит слишком снисходительно по отношению к читателю, который, в отличие от духовной баланды девяностых, уже поднаторел в чём-то кроме лагерной эзотерики. Не будучи всеобщим, уголовное способно позиционировать лишь самого автора, оставшегося на духовной киче. Такое ощущение, что Пелевин придумал всю свою крутильную философию от мема, где сидевший мужчина предлагает «крепким спортивным парням с Рыбинска» побыть «крутилой» в одной нехорошей игре.

Но есть и новация.

Спасение возможно лишь посредством любви: условный «христианский» мотив в романе выглядит сильнее «буддистского». Даже эзотерический текст «Откровенный рассказ крутильщика своему духовному брату» явно вдохновлён русским исихастским трактатом «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Оба текста стремятся к переходу от рассеянного, страдающего состояния ума к пребыванию в реальности Бога. Новый извод пелевинской мысли похож на четыре благородные истины в христианской редакции. Основополагающая разница в том, что побег из страдания предполагается не в ничто, а в Бога:

«Как увидишь Бога вокруг, так и спасёшься. Растворить в божьем свете то, что хотел спасти, – есть ли спасение крепче»?

Пелевин ставит два вопроса: можно ли дойти до Бога греховным левым путём и может ли Бог простить идущего к нему по столь грязной тропе? Ответ не удаётся в силу литературных причин: алхимик Марко творит немало постыдных вещей, но ни в одном своём преступлении не выглядит закоренелым злодеем. Убийства у него косвенные, отнимающие жизнь лишь у сомнительных персонажей. Даже погубленный им священник – сластолюбец, а ученики и так были готовы продать душу дьяволу. В Марко не получается увидеть совсем уж пропащего человека, ему сочувствуешь, а если герою может посочувствовать читатель, то уж точно может посочувствовать Бог. Вопрос о спасении нужно ставить на примере поступков Мальдорора, тогда как Марко застыл задолго перед краем. Когда бездна лишь маячит где-то там впереди – вопрос о спасении из неё выглядит преждевременным.

Почему так вышло?

Потому что Пелевин всегда был добрым писателем. Как бы он ни старался отпугнуть от себя, он сочувствует даже тем, кого пытается провести путём зла.

При этом повестки в романе довольно мало. Пелевин высмеивает её гомеопатически, без азарта, находясь под влиянием какого-то старческого интернета, где обсуждают закрытие USAID, пакистанцев в Лондоне, древний Рим – туристический набор правого пенсионера. Отсылок тоже немного: в основном на «Священную книгу оборотня», Макиавелли, однажды даже на Георгия Иванова. Осевой метафорой служит «карбоновый шлягер Stairway to Heaven». Довольно смешно было про злой кавказский «дух MERAB», которого должна приманить «разлагающаяся коровья туша». И несколько неплохих наблюдений во главе вот какого схождения:

«Сойти с небес на землю – это всё равно что сойти с земли в ад».

Иронично, но роман, что называется, не докручивает. Персонажи в нём всё время оказываются не тем, кем кажутся, а повествование уходит на новый подуровень (всего их четыре). Текст старается размыть действительность, дабы указать на её изъяны. К сожалению, этого недостаточно. Мир должен был закрутиться до такой степени, чтобы выход из него казался немыслимым, лишь тогда бы он стал откровением. Требовалось спутать всё бытие, как заигравшийся с клубком кот, а затем прислонить к роману лестницу, ведущую в небо. Но текст не доходит до настоящей, именно что постмодернистской сложности, ограничиваясь вполне внятной и последовательной структурой. А ведь Верона как нельзя кстати подходила для комедии дель арте, где маски могли бы скрыть какой угодно посыл. Ну или его отсутствие.

A Sinistra задумывался как роман о возможности искупления, причём искупления перед самой чертой. Но это больше применимо к Пелевину, нежели к его герою: бессильное пятикнижие TRANSHUMANISM INC. привело писателя к такой творческой яме, что классик едва не соскользнул с края.

То, что Пелевин самостоятельно отступил от него, даёт надежду, что в следующий раз читатель откроет совсем другой роман.


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Литература, которой нет

    17.10.2025
  • «А» пишем, «О» – в уме

    17.10.2025
  • ЛГ-рейтинг

    17.10.2025
  • ЛГ-рейтинг

    10.10.2025
  • Катится лет колесница

    08.10.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Театр Премьера Дата Книга Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS