
Валерия Галкина
Евгений Гришковец. Порядок слов. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2024. – 400 с. – 3000 экз.
В конце прошлого года в «Азбуке» вышла новая книга Евгения Гришковца. Гришковец – из тех авторов, книги которых как раз и надо выпускать поздней осенью или зимой, потому что они позволяют справляться с мраком – внутри и снаружи.
Новый сборник состоит из россыпи коротких текстов, объединённых по тематике в разделы: «Монолог-концерт», «Питомцы», «Порядок слов», «Человеку – человек», а также более длинных (и по-настоящему пронзительных) эссе. Как и всё творчество Гришковца, книга – печально-смешная, с разбегом от шуточек про алкоголиков и лишний вес до экзистенциальных вопросов. Есть тексты кусачие, почти сатирические – например, «Монолог толерантного человека», «Подруга подруге», а есть лиричные и трогательные – скорее даже не проза, а белые стихи: «А что там?.. После смерти», «Признание в любви».
Отдельно я бы выделила несколько текстов, наполненных почти идеалистической верой в людей. Великая редкость и великая ценность сегодня. Это, в первую очередь, миниатюра «Хороших людей больше», а также эссе «Человек прекрасен», обозначенное самим автором как ода. «В самые тёмные и страшные времена, когда всё происходящее говорит только о том, что мир и человечество сошли с ума, когда одна новость хуже другой, когда невозможно без страха заглядывать в ближайшее будущее, а дальнего будущего не видать... Когда ненависть торжествует и когда так легко люди делятся на своих и чужих... Когда рвутся связи, когда друзья перестают быть друзьями, когда теряется доверие и вера в людей...
Надо, нужно, необходимо не забывать, помнить, напоминать себе, что человек как таковой прекрасен. Несмотря ни на что, человек прекрасен!»
Что можно к этому добавить? Уже только ради двух этих текстов стоило выпустить книгу «Порядок слов»...
В предисловии к сборнику Евгений Гришковец написал: «Когда я думаю о том, как вы будете читать эту книгу, у меня возникает заветное желание, если не сказать мечта... Я хочу и мечтаю, чтобы вы захотели что-то из прочитанного пересказать или прочесть вслух жене, мужу, детям, родителям, друзьям, коллегам, каким-то людям, которым, по вашему мнению, будет важно и нужно это услышать...» Что ж, уверена, его мечта сбылась. По крайней мере, я, например, и правда зачитала всем близким несколько отрывков из уморительных текстов про ночную борьбу с комаром («Венец природы») и мастера манипуляций – мопса по имени Макс («Макс»). А фрагмент эссе «Экономия» процитирую для читателей: «Недавно я подумал... Нет, не подумал – почувствовал, что, даже когда сижу и ничего не делаю, я, как человек XXI века, всё время трачу деньги. Постоянно. Мой жизненный финансовый счётчик всё время тикает. Даже если я сижу не дома, а в чистом поле... Постоянно набегают мои коммунальные платежи, всё время работает холодильник, а возможно, в то же время включены посудомоечная и стиральная машины. Автомобиль мой, даже если не заведён, а стоит на парковке, устаревает и дешевеет, тает время его оплаченной страховки, он как минимум покрывается пылью, которую нужно будет смывать за деньги. Постоянно разряжается мой мобильный телефон, который нужно будет непременно заряжать. И даже если я по нему не разговариваю и у меня безлимитный тариф, то в тот момент, когда я не разговариваю, я не использую оплаченные разговоры...»
Юмор Гришковца очень классический – в том смысле, что строится он на способности подмечать противоречия, парадоксы окружающий действительности. Читая его тексты, сперва улыбаешься, а потом качаешь головой: «Как точно! Так оно и есть...»
Но признаюсь, что для меня Евгений Гришковец в первую очередь всё же артист разговорного жанра. И без его харизмы, без его интонирования, выдержанных пауз и актёрского мастерства в целом тексты, на мой взгляд, теряют что-то важное. Так что это как раз тот редкий случай, когда слушать лучше, чем читать. Хотя, если верить монологу «Прощание с бумагой», сам Гришковец, кажется, не фанат аудиокниг, «Порядок слов» он всё же записал. Послушайте, чтобы посмеяться, погрустить и подумать.