Не так давно пригласили меня на радио. «А какая тема?» – первым делом поинтересовалась я. «Перегруженность школьников домашними заданиями». «Любопытно», – подумала я и поехала.
Ведущий озвучил гостям студии (мне и учителям математики и истории) то, что называется информационным поводом: истеричное письмо родительницы, изнемогающей под грузом домашних заданий.
Что же, данная тема отнюдь не является суперновой. Напомню строчки из хита Аллы Пугачёвой:
Нагружать всё больше нас
Стали почему-то,
Нынче в школе первый класс
Вроде института и т.д.
А ведь она была написала в прошлом веке, когда ещё мы были детьми.
Родителям всегда кажется, что их чад перегружают. Вспомним хотя бы госпожу Простакову, убивавшуюся по своему «перегруженному» уроками Митрофанушке, и это в позапозапрошлом веке.
Хочется отметить один парадокс: не все родители жалуются на перегруженность своих детей – всегда найдётся некоторое число тех (и в этом, кстати, со мной согласились мои коллеги – математик и историк), кто допытывается: «Да вы им задаёте что-нибудь?» и просит задавать побольше, потому что-де ребёнок готовит уроки слишком быстро.
Чем это объяснить?
Думаю, что ответ лежит на поверхности: все дети разные: то, что один делает за час, другой – за четыре (что касается литературы, то у детей – элементарно – неодинаковая скорость чтения).
Вообще же проблема домашних заданий, на мой взгляд, представляет собой треугольник: учитель – ученик – родитель.
Начну со стороны «задающей».
Как ни странно, такая простая вещь, как умение дать задание, – особое искусство. Как правило, приходит оно с опытом, впрочем, зависит и от личности учителя: его ответственности, вдумчивости, профессионализма.
Правильно дать задание – всё равно что умело сложить рюкзак: вроде и много, но всё так пригнано и прилажено, что нести совсем не тяжело (у горе-туриста и спина занята, и руки, и всё натирает и звякает).
Что касается литературы, то здесь, например, очень важно тщательно продумать списки книг на лето: насколько приятнее (и ненапряжённее) читать книгу летом на даче, чем в ночь перед уроком.
Кстати, в том же письме родительница сетовала, что вот и летом не дают ребёнку отдохнуть со своими книгами и что её ребёнок заявил: хотя бы летом я буду читать не по программе, а что хочется.
Что тут ответить?
Если книги уподобить пище (а ведь их так и называют «духовная пища»), то можно ли себе представить, чтобы ребёнок всё лето ничего не ел?
А что касается «читать что хочется», то, продолжая сравнение, будьте готовы, что ребёнок всё лето будет питаться чипсами и фастфудом. Во всяком случае, я бы на месте автора письма всё-таки поинтересовалась: а что хочется?
Впрочем, я немного отклонилась от темы.
Кроме тщательно составленного списка книг на лето, учитель литературы может облегчить жизнь своим ученикам, читая что-то прямо в классе (стихи, рассказы Чехова, Зощенко или «Денискины рассказы» Драгунского), а также задавая сочинение не на дом, а проводя его в классе (хотя всегда ужасно жаль потраченных на это часов!).
Теперь о второй «вершине треугольника» – родителях. Помнится, когда-то существовало понятие НОТ (научная организация труда), сейчас порядком подзабытое. Мне кажется, что задача родителя как раз в том, чтобы (пусть не научно) организовать труд ребёнка (а не делать уроки вместо или хотя бы вместе с ним).
Кстати, очень часто перегрузки детей обусловлены нежеланием родителей «грузиться» их проблемами. «Мы работаем!» – обычно заявляют такие родители (как будто родительство – не самая трудная на свете работа).
А вообще есть несколько типов родителей: те, кто пускает всё на самотёк, и гиперответственные, которые в начальной и средней школе делают уроки с детьми, а в старшей – нанимают репетиторов). Думается, что правы третьи: те, кто, например, зная, какие дни у ребёнка перегружены, а какие недогружены, перераспределяют задания: советуют сделать что-то не «на завтра», а на «послезавтра», потому что сегодня есть свободное время, а завтра его не будет.
И что странно! Все как один родители хотят, чтобы их дети учились в престижных вузах, получали высокую зарплату, были, что называется, успешными, но не все хотят понять, что для этого, как говорил Гайдар, надо «много работать». А то получается, как в том тосте: «Чтобы у нас всё было и нам за это ничего не было».
Возвращаясь к нашему «треугольнику», перегрузок не будет, если учитель будет взвешенно задавать, родители – организовывать выполнение, а ученик – вдумчиво выполнять (а то ведь дети, как и родители, разные: у одного вечно «нам ничего не задали», а у другого – «нам столько задали!»).
Всё очень просто.
И напоследок я позволю себе дать родителям несколько советов.
Живите жизнью своих детей. Не отгораживайтесь от них своей занятостью, будьте в курсе их классной и внеклассной деятельности (это, кстати, поможет избежать бед посерьёзнее перегрузки).
Читайте вместе с ними. Не поленитесь перечитать детские книги (и классику): вы поймаете себя на совершенно иных чувствах, чем те, с которыми вы читали их впервые.
Запишите ребёнка в какую-нибудь спортивную секцию (или хотя бы просто в бассейн). Не думайте, что занятия спортом только увеличат нагрузку.
Ничто не дисциплинирует так, как спорт. Он учит распределять своё время, не тратить его попусту, дорожить каждой свободной минутой. К тому же спорт – хороший противовес умственной работе. Повторю давно всем известное: чередование умственной и физической работы благотворно для человека (вспомните хоть Льва Толстого!), тем более для ребёнка. Пусть дел у него станет больше. Это хорошо.
Не зря же наш народ придумал поговорку: «Чем больше делаешь, тем больше успеваешь».