Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 сентября 2025 г.
  4. № 38 (7002) (24.09.2025)
Литература Проза Литературный резерв

Переписка

Рассказ

27 сентября 2025

Анна Жура, Республика Коми, 17 лет

* * *

Ступень. Ещё одна. Ещё. Вздох. До квартиры ещё два пролёта, но я сползаю вниз по стене на лестницу. Всё. Хватит. Не могу.

Ужасный день, ужасная неделя, ужасная жизнь.

День и ночь, день и ночь четыре месяца подряд я стирала глаза о ноты, пальцы о клавиши.

Грезила этим Шопеном, гоняла ноктюрн по кругу в плейлисте, играла на каждом фортепиано, которое было под рукой. Чтобы что? Чтобы сегодня мне вручили отвратительное: «За искренность исполнения». И я бы, может, пережила, но дёрнул меня чёрт услышать, как с моим педагогом беседует какая-то дама из жюри. Всех похвалила, всех разжевала, а про меня только скупое: «Не доросла ещё, не так прочувствовала». Руки потряхивает. Откуда она знает, до чего я доросла, а до чего нет. У меня мамы в зале не было, потому что она в больнице вторую неделю борется с пневмонией, отец на очередной вахте, и его снова месяца три не обниму, а я, видите ли, не так прочувствовала.

Никогда ещё желание бросить что-то на полпути не было настолько сильным. Ладно бы просто конкурс – нам руководство ясно намекнуло: если будет что-то хоть немного похожее на проигрыш, на отлично сданный экзамен можете не рассчитывать. «За искренность исполнения» как раз то самое немного похожее. Погано. В горле стоит дурацкий ком, который никуда не желает уходить. Я сама не замечаю, как по щекам начинают катиться слёзы. Иногда бывают такие моменты – надо поплакать, и всё станет хотя бы на капельку лучше. Ни гримас отчаяния, ни всхлипов, просто слёзы. Текут сами, как кровь по венам. А я тем временем рассматриваю подъездные стены.

Штукатурки скорее нет, чем есть, и надписи. В какой-то момент немногие неравнодушные бросили попытку достучаться до молодых вандалов, и теперь наши стены – местная выставка Ван Гога. Или стена во «ВКонтакте», потому что разных посланий на ней больше, чем художеств.

Среди однообразных рожиц, сердечек и «здесь был Вася» взгляд цепляет другие, непохожие на типичные пару рисунков и подписи к ним. Они расположены совсем низко к ступеням, явно с расчётом на то, что их никто не заметит. Портрет женщины, под которым выведено «А.Г.М.» и который я точно где-то видела, и роза. Нарисованы не дешёвой краской, а перманентным маркером. Так долго рассматриваю портрет, что не замечаю, как дорожки слёз высыхают.

Красиво. Не любитель – профессионал старался, только почему же такое искусство в каком-то замызганном подъезде на стене.

И тут же абсолютно детское шкодливое желание заставляет меня вынуть пенал, взять ручку и вывести на стене под рисунками: «Да у нас тут Третьяковка» со смешной рожицей. Подумав, приписываю: «У тебя талант». Осматриваю своё творение, ещё раз разглядев портрет и розу, и, довольная шалостью, топаю на свой этаж.

Ком, стоявший в горле после выступления, куда-то пропадает.

Теперь каждый раз, проходя мимо стены, оглядываю её на предмет новых рисунков или подписей. Что-то мне подсказывает, что автор красивых рисунков ответит, поймёт, что я писала именно ему. Чутьё не подводит. На третий день в ответ на моё послание появляется скромное «спасибо» с красивым фениксом рядом. Разглядывая каждый штрих изображения, я думаю, что эта переписка на стене – что-то такое тайное и сокровенное, касающееся только нас двоих – меня и человека, которого я совершенно не знаю. А ещё, что это очень интересно – писать кому-то, кого ты даже не видел в глаза, и получать ответ. С мыслью о том, что это уже настоящий вандализм, достаю ручку и рисую кривое сердечко с подписью: «Это тебе». На свой этаж я поднимаюсь с мыслью о том, что мне теперь очень важно, чтобы завтра на стене появился ответ.

Переписка идёт уже неделю. Изящные наброски моей собеседницы (нет у нас таких талантливых мальчишек в подъезде, я бы знала) с короткими подписями чередуются с моими каракулями и комментариями. Забавно, как простая шалость перетекла в милую такую традицию. Мы не спрашиваем друг у друга имён, номеров квартир и телефонов. Так интереснее. Как кинуть монетку в море и верить, что обязательно вернёшься в это место.

Переписка на стене как-то сглаживает дни без мамы, и папа звонит чаще. Всё хорошо. Только за инструмент не сажусь. Не тянет как-то.

Другом по переписке оказывается девочка с пятого этажа. Возвращаясь со школы, я замечаю её, сидящую на корточках и выводящую маркером на стене очертания новой картинки. Я подхожу ближе, а она словно не замечает, полностью погружённая в процесс рисования. На стене медленно появляются очертания какой-то фигурки. Это человечек, сгорбленный и обнявший свои коленки. И такая невыразимая тоска сквозит в этом рисунке, что я в который раз удивляюсь, каким же талантливым художником является эта девочка. Она заканчивает и смотрит на меня так, будто совершенно не удивлена моему появлению на лестнице. Она улыбается.

– Я знаю, что это ты мой друг по переписке. – Странно, но меня резко смущает та уверенность, с которой она произносит это.

– Откуда? – почувствовала. – Меня, кстати, Саша зовут.

Мы смотрим на человечка, нарисованного на стене. Он смотрит куда-то наверх, аккурат на феникса, нарисованного над ним несколько дней назад. Надписи только подходящей не хватает. Смотрю и вдруг понимаю, что хочу написать. Я достаю ручку и вывожу под человечком: «Рождённый ползать летать не может». Сегодня в школе читали. Саша меня не останавливает. Лишь когда я убираю ручку, она поворачивается ко мне и пристально смотрит.

– Я обожала рисовать, но терпеть не могла художку, – неожиданно начинает она. – Столько нервов, столько потраченного времени, чтобы тебе сказали, что ты среднячок, и убили всё желание заниматься дальше. – Знакомо. – И я бросила. А потом жизнь повернула всё так, что я лишилась своего главного инструмента.

И только сейчас я замечаю – вместо правой кисти из-под рукава Саши виднеется протез. А Саша продолжает:

– Когда я поняла, что ничего не изменится, первой мыслью было: «Как же я теперь буду рисовать?» А я к тому моменту не брала кисть уже год. После выписки и до получения протеза училась рисовать левой – через силу и отвращение к любой кривой линии, просто потому что чувствовала: рисовать – значит не сдаваться. А потом я увидела твою подпись к моим художествам на стене. И это была как точка – я действительно всё делаю правильно. Спасибо тебе.

Она вдруг садится перед человечком и замазывает вторую часть цитаты Горького, а вместо неё что-то пишет маркером. Саша заканчивает и отходит от стены, а я читаю: «Рождённый ползать когда-нибудь смастерит себе крылья».

Что-то внутри меня переворачивается, и на мгновение мне кажется, будто я всё поняла. Меня тянет расспросить Сашу обо всём: где она учится, как давно рисует, что случилось с рукой и ещё много о чём, но спрашиваю я даже для себя совершенно неожиданное:

– А кто эта женщина? – И показываю на портрет с подписью «А.Г.М.», с которого началась наша переписка.

Саша долго смотрит на женщину, словно вспоминая, а потом уверенно отвечает:

– Это Александра Муравьёва, жена ссыльного декабриста. Это она привезла пушкинское «Во глубине сибирских руд...» туда, в Сибирь. Она прожила недолгую, но такую яркую жизнь, была невероятной женщиной. Когда жизнь буквально висит на волоске, даже самые отважные опускают руки хотя бы на мгновение. А она не опускала до самого конца.

Я вспомнила, где видела её портрет – в учебнике истории. И пока я раздумываю над последними Сашиными словами, моя собеседница буквально исчезает. Я прихожу в сознание, услышав хлопок двери несколькими этажами выше. Стою ещё минуты три у стены и ухожу к себе в квартиру. Почти с опаской смотрю на фортепиано и всё же пододвигаю стул.

Сгенерировано ИИ

Через силу. И только тогда всё будет не зря.

Как-то всё налаживается. Маму выписывают без осложнений, папа обещает приехать раньше, а музыкалка уже не выглядит как самое отвратительное место в мире.

Но гладко ничего никогда не бывает. Наша с Сашей переписка на стене прекращается. На её последний замысловатый набросок я пишу свой юз в «ВК» и почему-то немного удивляюсь, увидев её в запросах в друзья. Саму Сашу я больше не встречаю. Её фотки в соцсети намекают на её переезд в другой город.

А стену нашу всё-таки перекрашивают. Когда вижу её, абсолютно чистую, что-то обрывается. Это хорошо, что я во время очередного созерцания, ведомая необоснованной паникой, сфотографировала всю нашу переписку. И всё равно больно до злых слёз. Но потом я замечаю. Либо не заметили, либо решили не тратить краски на столь маленький рисунок. Тот самый человечек, нарисованный почти у самых ступеней, и написанная мной и Сашей цитата Горького: «Рождённый ползать когда-нибудь смастерит себе крылья».

Не думая ни секунды, замазываю точку в конце кавычек, достаю ручку и ставлю восклицательный знак в конце предложения. Теперь всё правильно.

Тэги: Рассказ
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Адмирал

    14.09.2025
  • Филе цесарки

    27.08.2025
  • Город у моря

    27.06.2025
  • Катилась торба

    20.06.2025
  • Критик

    13.06.2025
  • Чипполино и ребята

    52 голосов
  • Развалка

    49 голосов
  • Как Гриша эмигрировал в Канаду

    48 голосов
  • Почему нельзя стрелять голубей

    39 голосов
  • Скрипка

    34 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Книга Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS