Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 декабря 2023 г.
Культура

Переводчик вечности

07 декабря 2023
И.И. Соллертинский (1902–1944)

В эти дни в Витебске вспоминают Ивана Ивановича Соллертинского: проходит Международный музыкальный фестиваль, ему посвящённый. Всегда недоумеваю: почему только в Витебске, а не в петербургской филармонии, обязанной ему многими открытиями? Когда-то к столетнему юбилею блестящего уникального музыковеда и культуролога канал «Культура» затеял съёмки документального фильма. Его название – в заголовке статьи.

Это была фантастическая командировка. Моими собеседниками стали композиторы Олег Каравайчук и Дмитрий Толстой, литературовед и музыковед Абрам Гозенпуд, прима Кировского театра народная артистка СССР Наталия Дудинская и другие замечательные люди. Чаепития этого путешествия незабываемы.

Иван Иванович прожил всего 42 года. Но, как отмечали все знающие его люди, эта жизнь не измерялась календарными сроками. Обладал необычайной памятью с юности, обширнейшие познания были вполне объяснимыми – в собеседниках Михаил Михайлович Бахтин, Мария Вениаминовна Юдина, дирижёр Николай Мальков. Он стал талантливым испанистом. К сожалению, большая часть его работ по испанской литературе по сию пору не опубликована, справедливо считался специалистом по французской литературе. Просто неприлично было явиться к нему и не упомянуть Шекспира, хотя бы раза два. Он бесспорный специалист во всех явлениях музыкального искусства. Абрам Акимович Гозенпуд в связи с этим вспомнил Козьму Пруткова: «…всякий специалист подобен флюсу, его полнота односторонняя». Иван Иванович очевидно опровергал эту истину.

Конечно, он был романтиком. Вместе с ним в ленинградскую филармонию проникли Малер, Брукнер, Шёнберг. Всегда присутствовали Моцарт, Шуберт, Брамс. Он умудрялся в те времена свободно приглашать в филармонию западных дирижёров. В Москве это не поощрялось. Его любознательность не знала пределов. В филармонию стремились не только из-за программы концерта, но и послушать вступительное слово Соллертинского. Об этом ярко и смешно рассказал в своих воспоминаниях Ираклий Луарсабович Андроников. По замечанию Олега Каравайчука, «его речь тоже была музыкой». Соллертинский был остроумным, находчивым, ироничным. Его хватало не только на филармонию и научные труды, но и на ленинградские рабфаки, хореографическое училище, ему хотелось всех вовлечь в это изумительное пространство музыки, хотелось отыскать общий язык всех художественных ценностей, созданных человечеством! Рассказывал о сложнейших сочинениях просто и доступно. Снобизм был ему чужд. Спрашиваю у Наталии Михайловны Дудинской: «Ну зачем ему лекции в вашем училище?» – «Он ценил красоту. А балет – красивое искусство».

Иван Иванович не оканчивал консерватории, но стал её профессором. Высшая точка его интересов – симфонизм. Искал, искал и нашёл! Ниточка от Малера. А ближайший соратник и друг – Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Это было удивительное неповторимое содружество, о котором в колонке не расскажешь.

Сына Иван Иванович назвал Дмитрием в честь друга. Умер в Новосибирске во время эвакуации. Похоронен на Заельцовском кладбище города. Шостакович посвятил памяти Соллертинского фортепианное трио № 2 e-moll. Оно не раз звучало в день рождения Соллертинского в Витебске. А нынче играли сонату для фортепиано Свиридова с тем же посвящением. Прекрасное, драматичное и откровенное, исповедальное сочинение. Жаль, что современные исполнители не часто его играют. Георгий Васильевич считал своими учителями Шостаковича и Соллертинского.

Ивану Ивановичу Соллертинскому одному в XX веке удалось доказать, что ренессанс – это не только некое прекрасное прошлое, но и вполне реальное состояние отдельной человеческой личности.

Тэги: Музыкальный фестиваль
Обсудить в группе Telegram

Юрий Данилин

Заместитель главного редактора “Литературной га... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Нам еще не дано оценить масштаб личности Юрия Григоровича

    30.05.2025
  • Здесь каждый становится гением

    30.05.2025
  • Дышать танцем

    29.05.2025
  • «Жена Марадоны»: история на двоих

    23.05.2025
  • «И всё-таки жизнь – это чудо!»

    23.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS