Демонстрация этих фильмов по времени совпала с парижской Олимпиадой, открытие которой потрясло не только спортивный мир – кто и где только не возмущался. А вскоре после её не менее скандального закрытия пришло известие о кончине самого известного французского актёра, прожившего огромную жизнь, а в конце её открыто выражавшего своё несогласие с новыми веяниями в европейской жизни и с так называемыми либеральными ценностями.
Вельзевул, секс, мессия
«Империя» известного режиссёра Брюно Дюмона рекламировалась как нечто фантастическое и пародийное. Действительно, начинается лента таинственно и интересно, пахнуло даже чем-то сталкеровским, но постепенно кинематографическая «фантастика» приобретала всё более натуралистичные и даже мерзкие черты.
Становилось понятно, что атрибуты научно-фантастического кино (высокие небеса, звёзды, космические агрегаты...) камуфлируют нечто низкое – тут конкурируют какие-то дьявольские космические кланы, один из которых возглавляет отвратительный старый фигляр с говорящим именем Вельзевул (Фабрис Лукини), противостоят ему якобы «силы добра», но чем они отличаются друг от друга – непонятно.
И на Земле в бедной рыбацкой деревушке присутствуют враждующие космические миссии: «добро» представляет прелестная блондинка (Лина Кудри), «зло» – не менее соблазнительная брюнетка (Анамария Вартоломеи). Борьба между «добром» и «злом», которые принципиально ничем друг от друга не отличаются, идёт за младенца ясельного возраста, сына местного рыбака Джони (Брэндон Влиге), несимпатичного, грязноватого мужичка. Но мальчуган обладает какой-то неземной властью – это то ли будущий антихрист, то ли мессия – перед ним все невольно падают на колени.
Однако таинственность скоро совсем исчезает, действие уныло продвигается от сцены к сцене, внезапно подробно останавливаясь только на половых актах крайне непрезентабельного рыбака Джони с упомянутыми прелестными созданиями из враждующих кланов. Отвратительно физиологичны поцелуи – жалко артисток, принуждённых лобзать и страстно облизывать потного небритого рыболова... Другие мужчины здесь ещё отвратительнее, есть комическая пара следователей: один – очень глупый, другой – очень старый, еле передвигающийся. Видимо, эти персонажи должны олицетворять пародийность и юмор.
Режиссёр – многократный каннский лауреат, а «Империя» на берлинском фестивале получила «Серебряного медведя» (приз жюри!). Чтобы понимать, а тем более получать удовольствие от этого кино, нужно, видимо, глубоко впитать тренды западного кинематографа. Эта фантастическая французская мерзость очень хорошо сочеталась с Люцифером и триумфально спускающимся с небес американским «спасителем» Томом Крузом на закрытии парижской Олимпиады и многими сценами на открытии.
Именно такой мир с таким кинематографом без сожаления, как он сам говорил, покидал Ален Делон.
Мы совсем недавно (в связи с сериалом «Рипли») вспоминали одну из первых актёрских удач скончавшегося 18 августа артиста. Делон на заре своей блистательной актёрской карьеры удивительно обаятельно и тонко сыграл юного злодея во французской экранизации романа Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли» – «На ярком солнце». Этого фильма, в отличие от «Чёрного тюльпана», «Зорро» и многих других с Аленом Делоном, не было в советском прокате, а между тем в образе Рипли была очень убедительно и мастерски, несмотря на юный возраст актёра, разыграна битва добра и зла на территории человеческой души. Во французской экранизации, в отличие от более поздних американских, вроде безоговорочно победившее зло в финале было остроумно повержено.
Тогда, в отличие от нынешних западных «Империй», Вельзевул не доминировал так явственно, как в последние десятилетия.
Двойной триумф зла
В чём-то схожие впечатления, и тоже связанные с «Талантливым мистером Рипли», от другого фильма, более художественного, чем «Империя», – «Идеального лжеца» американцев Остина Старка и Джозефа Шумана. Такое название ленте дано в российском прокате, оно на редкость не соответствует ни оригинальному («Coup!», то есть «Переворот!»), ни содержанию фильма – лжецы в фильме есть, но они вовсе не идеальные, и не только во лжи здесь дело. Поначалу этот фильм, по жанру обозначенный как триллер и комедия, тоже очень напоминает историю подмен и подлогов негодяя Рипли.
Время – 1918 год, в США пандемия испанского гриппа – зрители уже стали забывать о недавней ситуации с ковидом, фильм живо о ней напомнил – люди заболевают, умирают, карантин, многие предприятия закрываются, хозяева ресторанов разоряются... Некий, как кажется поначалу, криминальный субъект Флойд (Питер Сарсгаард) в кафе, где за столом сидит повар с простреленным черепом, сбривает бороду, становится очень похожим на убитого и отправляется с его документами в поместье на остров вблизи Нью-Йорка.
Там живёт семья очень богатого человека, журналиста и бизнесмена Джея Хортона (Билли Магнуссен), который занимается тем, что публикует в центральной прессе разносные статьи от имени обездоленных. Джей зарабатывает авторитет, чтобы победить на губернаторских выборах, он беспощадно разоблачает президента и правительство США, не предпринимающих необходимых, как он считает, мер, должных оградить простой народ от гибели. Сам же он совсем не прост и крайне далёк от тех, о ком он так печётся в своих статьях. Прислуга, смертельно боящаяся хозяина, живёт не в его огромном дворце, а довольно далеко от него, в убогой постройке. Готовясь к предстоящему локауту, журналист вызвал к себе элитного повара, вместо которого и является Флойд, кстати на удивление тоже очень хороший повар. Но у него какой-то коварный план относительно магната-хозяина, и самозванцу постепенно удаётся сбить спесь с известного журналиста. Он настраивает прислугу на борьбу за свои права, потом налаживает контакт с детьми, даже женой Джея (!) и неотвратимо всё более отодвигает хозяина дома от «властных полномочий». Невольно начинаешь ему сострадать, мучительно наблюдая картину постепенного унижения и падения магната и журналиста. А кончается всё тем, что Джей Хортон, разбитый и раздавленный, оказывается в домике для прислуги, прислуга же переселяется во дворец, ну а Флойд оказывается в объятиях жены Хортона.
Но этот крайне огорчительный финал истории про унижение человеческого достоинства и растаптывание личности журналиста – ложный, в настоящем финале зрителя ждёт ещё один неожиданный и не очень логичный переворот.
Получился двойной триумф зла. Первый, пока мы думали, что Флойд – убийца и лжец, вторгшийся в благополучную американскую семью, и жестоко подчиняет, уничтожает её главу. Второй – после того как мы узнаём, что Флойд вовсе не садист и убийца, а народный мститель, наказывающий настоящего лжеца и злодея, подлого лицемера Джея. Совершается очередной соup, добро меняется местами со злом. Оказывается, Джей – мерзавец, он повинен в гибели и Флойда, и его застрелившегося предшественника, и он находит в себе силы, чтобы вернуть статус-кво. То есть в итоге – безусловное торжество настоящего зла.
Снято всё и играется актёрами крайне достоверно, фильм затягивает, заставляет сопереживать и негодяям, и их жертвам, в итоге же – абсолютная безнадёга, ощущение непобедимости зла и бессмысленности сопротивления ему.
Так же примерно заканчивается последняя экранизация «Рипли».
В конце тоннеля мрак, беспросветность. Один вопрос: зачем эта дьявольская муть расползается по нашему прокату?
А уход Алена Делона – поистине трагический. Конечно, все умирают, и великие артисты тоже. Делон прожил огромную, очень счастливую (во всяком случае в профессии) жизнь, но последние годы провёл не в кругу родных и друзей, а жил в соответствии с фразой, которую приписывают Генриху Гейне: «Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак». С тем переворотом, что был совершён в духовной жизни западного общества, он был не согласен.