Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 апреля 2022 г.
  4. № 15 (6829) (13.04.2022)
Станционный смотритель

Первое училище

Елецкие кадры помогли отрасли встать на ноги

13 апреля 2022
В учебных мастерских

В 1868 году министр путей сообщения Российской империи Павел Мельников учредил в городе Ельце первое в стране ремесленное железнодорожное училище для подготовки машинистов, дорожных мастеров и телеграфистов. Открылось оно весной 1869 года «при мастерских Орловско-Грязинской железной дороги», где ученики получали практику…

 

В нынешнем году мы отмечаем 185-летие первой российской железной дороги. Санкт-Петербург – Царское Село. Это славная веха отечественной истории, сопоставимая с первыми трансполярными перелётами или покорением космоса – великими мирными победами нашей культуры, науки и техники. В девятнадцатом столетии день запуска царскосельской чугунки стал торжеством прогресса, для осуществления которого потребовались талант и трудолюбие тысяч человек, объединённых высокой задачей, исполнивших повеление Николая I – императора, с гордостью называвшего себя инженером и высоко поднявшего престиж этой профессии. Он, изучив аргументы и скептиков, и энтузиастов нового транспорта, поверил в необходимость железных дорог для России. Не все современники тогда сумели оценить по достоинству великое значение этого события, однако с каждым десятилетием становилось яснее, как важны для России надёжные чугунки. Ведь во многом именно они превратили огромную, необозримую страну в единое целое. Строительство и модернизация железных дорог – важнейший рычаг для нашей экономики с XIX века и до наших дней.

В тот период отрасли остро не хватало инженеров, техников, мастеров. Специалистов самых разных железнодорожных профессий. Все понимали, что в таком деле долго полагаться на привозных специалистов нельзя. Поэтому учреждение, а потом открытие первой ремесленной альма-матер значение имело громаднейшее. Средства для училища собрали благотворители. Главным попечителем нового учебного заведения стал именитый столичный купец Самуил Поляков – искренний радетель российских стальных магистралей (достаточно вспомнить, что он много лет был председателем правления Общества Царскосельской железной дороги, досконально знал и любил первую русскую чугунку). Поляков активно участвовал в строительстве Курско-Харьковской, Харьково-Азовской, Козлово-Воронежско-Ростовской, Орловско-Грязской, Фастовской и Бендеро-Галацкой железных дорог, финансировал работу многих учебных заведений и, конечно, понимал, что России требуются машинисты и квалифицированные дорожные рабочие. Возможно, именно он подсказал Мельникову саму идею нового учебного заведения.

Позднее в совет учредителей входили такие видные деятели российских железных дорог, как князь Михаил Хилков (в то время – начальник Орловско-Грязской и Ливенской железных дорог) и талантливый инженер путей сообщения Илья Харитонович, преподававший в Елецком училище железнодорожного дела и начальных оснований строительного искусства. Впоследствии он станет начальником Юго-Восточной железной дороги. Читал лекции в училище и Фердинанд Рыдзевский, в то время руководивший строительством ветки от Ельца до Грязей. Через несколько лет он встанет во главе Закавказской железной дороги. Как и другие преподаватели, Рыдзевский считал за честь помогать Елецкому училищу, не жалея для этого собственных средств.

30-Северный фасад 1894.jpg

Студенты и преподаватели елецкой Александровки, 1894 год


Училищу торжественно присвоили имя императора Александра II, оно стало Александровским. Это повысило престижность как обучения, так и преподавания в учреждении, носящем столь высокое имя. Принимали сюда только русских подданных в возрасте от 14 до 17 лет, в основном детей железнодорожных служащих. Училище готовило «техников для ответственных второстепенных железнодорожных должностей», при этом определение «второстепенный» не должно вводить в заблуждение. Здесь проходили обучение кадры, без которых отрасль не смогла бы развиваться. Питомцы Александровского ремесленного с гордостью носили красивую форму, фотографировались на память и, конечно, верили в широкие перспективы развития железных дорог в России. Училище нередко участвовало во Всероссийских и Международных выставках, удостаивалось медалей и дипломов. Как правило, его студенты создавали для выставок уникальные модели паровозов. Одна из них, например, весила 76 пудов и состояла из 175 деталей. Словом, учились и работали будущие специалисты на совесть! Огромное значение в процессе обучения придавалось практическим навыкам: например, механики, прежде чем получить диплом, должны были «наездить», управляя паровозом, не менее 2500 вёрст на товарных и пассажирских поездах.

Поначалу Елецкое ремесленное размещалось в арендованном в Засосенской слободе деревянном доме. Первый набор состоял всего из десяти человек. Через несколько лет в Александровском постоянно получали образование уже более ста учеников. По программе «три года назначались для элементарного образования в Елецком уездном училище и наглядного обучения ремёслам при училище и два года для изучения специального ремесла при мастерских железной дороги».

В 1891 году сын главного попечителя елецкой Александровки Даниил Самуилович Поляков безвозмездно передал учебное заведение в ведомство российского Министерства путей сообщения. Училище стало казённым, государственным. Это соответствовало политике конца XIX века в отношении железных дорог: подготовку железнодорожных кадров воспринимали как дело державное. Другие подобные учебные заведения России равнялись на Елецкое: мол, первое, а значит, главное!..

Училище, созданное когда-то генералом Мельниковым, бесперебойно работает и в наши дни. Елецкий железнодорожный техникум с двумя учебными полигонами в последние годы превратился в образцовый современный образовательный комплекс.

30-Сейчас копия.jpg

Елецкий техникум железнодорожного транспорта. Наши дни

Тэги: Арсений Замостьянов
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Константин и его константы

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS