В 1868 году министр путей сообщения Российской империи Павел Мельников учредил в городе Ельце первое в стране ремесленное железнодорожное училище для подготовки машинистов, дорожных мастеров и телеграфистов. Открылось оно весной 1869 года «при мастерских Орловско-Грязинской железной дороги», где ученики получали практику…
В нынешнем году мы отмечаем 185-летие первой российской железной дороги. Санкт-Петербург – Царское Село. Это славная веха отечественной истории, сопоставимая с первыми трансполярными перелётами или покорением космоса – великими мирными победами нашей культуры, науки и техники. В девятнадцатом столетии день запуска царскосельской чугунки стал торжеством прогресса, для осуществления которого потребовались талант и трудолюбие тысяч человек, объединённых высокой задачей, исполнивших повеление Николая I – императора, с гордостью называвшего себя инженером и высоко поднявшего престиж этой профессии. Он, изучив аргументы и скептиков, и энтузиастов нового транспорта, поверил в необходимость железных дорог для России. Не все современники тогда сумели оценить по достоинству великое значение этого события, однако с каждым десятилетием становилось яснее, как важны для России надёжные чугунки. Ведь во многом именно они превратили огромную, необозримую страну в единое целое. Строительство и модернизация железных дорог – важнейший рычаг для нашей экономики с XIX века и до наших дней.
В тот период отрасли остро не хватало инженеров, техников, мастеров. Специалистов самых разных железнодорожных профессий. Все понимали, что в таком деле долго полагаться на привозных специалистов нельзя. Поэтому учреждение, а потом открытие первой ремесленной альма-матер значение имело громаднейшее. Средства для училища собрали благотворители. Главным попечителем нового учебного заведения стал именитый столичный купец Самуил Поляков – искренний радетель российских стальных магистралей (достаточно вспомнить, что он много лет был председателем правления Общества Царскосельской железной дороги, досконально знал и любил первую русскую чугунку). Поляков активно участвовал в строительстве Курско-Харьковской, Харьково-Азовской, Козлово-Воронежско-Ростовской, Орловско-Грязской, Фастовской и Бендеро-Галацкой железных дорог, финансировал работу многих учебных заведений и, конечно, понимал, что России требуются машинисты и квалифицированные дорожные рабочие. Возможно, именно он подсказал Мельникову саму идею нового учебного заведения.
Позднее в совет учредителей входили такие видные деятели российских железных дорог, как князь Михаил Хилков (в то время – начальник Орловско-Грязской и Ливенской железных дорог) и талантливый инженер путей сообщения Илья Харитонович, преподававший в Елецком училище железнодорожного дела и начальных оснований строительного искусства. Впоследствии он станет начальником Юго-Восточной железной дороги. Читал лекции в училище и Фердинанд Рыдзевский, в то время руководивший строительством ветки от Ельца до Грязей. Через несколько лет он встанет во главе Закавказской железной дороги. Как и другие преподаватели, Рыдзевский считал за честь помогать Елецкому училищу, не жалея для этого собственных средств.
Студенты и преподаватели елецкой Александровки, 1894 год
Училищу торжественно присвоили имя императора Александра II, оно стало Александровским. Это повысило престижность как обучения, так и преподавания в учреждении, носящем столь высокое имя. Принимали сюда только русских подданных в возрасте от 14 до 17 лет, в основном детей железнодорожных служащих. Училище готовило «техников для ответственных второстепенных железнодорожных должностей», при этом определение «второстепенный» не должно вводить в заблуждение. Здесь проходили обучение кадры, без которых отрасль не смогла бы развиваться. Питомцы Александровского ремесленного с гордостью носили красивую форму, фотографировались на память и, конечно, верили в широкие перспективы развития железных дорог в России. Училище нередко участвовало во Всероссийских и Международных выставках, удостаивалось медалей и дипломов. Как правило, его студенты создавали для выставок уникальные модели паровозов. Одна из них, например, весила 76 пудов и состояла из 175 деталей. Словом, учились и работали будущие специалисты на совесть! Огромное значение в процессе обучения придавалось практическим навыкам: например, механики, прежде чем получить диплом, должны были «наездить», управляя паровозом, не менее 2500 вёрст на товарных и пассажирских поездах.
Поначалу Елецкое ремесленное размещалось в арендованном в Засосенской слободе деревянном доме. Первый набор состоял всего из десяти человек. Через несколько лет в Александровском постоянно получали образование уже более ста учеников. По программе «три года назначались для элементарного образования в Елецком уездном училище и наглядного обучения ремёслам при училище и два года для изучения специального ремесла при мастерских железной дороги».
В 1891 году сын главного попечителя елецкой Александровки Даниил Самуилович Поляков безвозмездно передал учебное заведение в ведомство российского Министерства путей сообщения. Училище стало казённым, государственным. Это соответствовало политике конца XIX века в отношении железных дорог: подготовку железнодорожных кадров воспринимали как дело державное. Другие подобные учебные заведения России равнялись на Елецкое: мол, первое, а значит, главное!..
Училище, созданное когда-то генералом Мельниковым, бесперебойно работает и в наши дни. Елецкий железнодорожный техникум с двумя учебными полигонами в последние годы превратился в образцовый современный образовательный комплекс.
Елецкий техникум железнодорожного транспорта. Наши дни