Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 марта 2022 г.
  4. № 13 (6827) (30.03.2022)
Культура

Первозванный

К 90-летию со дня рождения Андрея Тарковского

30 марта 2022

В «Рублёве» Тарковский попрекнул Христа, что оставил русских. Небеспочвенно. Раз всё в мире соответствует Замыслу – так и наше вероотступничество тоже: стало быть, не русские Бога бросили, а он их – а за какой грех? Даже крест Его на себя взвалили.

 

Эта предъява так шокировала национал-фундаменталистов, что они взъелись на Тарковского всей сектой, от Глазунова до Шафаревича, – но, боясь даже сформулировать предмет гнева, прокляли его за оскорбление русского народа. Солженицын в памятной анафеме 1984 года писал, что русские в фильме мало крестятся, падают с колокольни в грязь лицом, и зипуны у них чересчур латаные, – полностью повторяя перечень претензий Центрального комитета КПСС. Только ЦК было неловко сказать, что в фильме многовато религии (её Брежнев негласно разрешил), а Солженицыну – что в фильме маловато церкви, вот и вступились сообща за русский народ.

Меж тем сверхзадачей А.Т. было вписать Россию в контекст общеевропейской, шире – христианской культуры. Чуждую греческим богослужениям и календарю страну он встраивал в европейскую, преимущественно римскую, традицию, сигналя, что ведом нам и бегущий по воде мальчик («Иваново детство»), и неопалимая купина («Зеркало»), и вермееровская композиция, и брейгелевские охотники в «Солярисе». Не факт, что его концепцию приняли – так хотя бы услышали (кстати, и Солженицын, созвучный Европе своим антикоммунизмом, тотчас разошёлся с ней, когда заикнулся о русском праве и русском христианстве).

«Рублёв» изначально звался «Страсти по Андрею» – вопреки массово-плебейскому представлению, что «страсти по…» означают разные мордасти вокруг персонажа. Страсти есть изложение страданий Христа тем или иным евангелистом – названием Тарковский вписал в их круг Рублёва и, опосредованно, себя. Последнее нетрудно счесть гордыней – тем, видимо, и объясняется новое, нейтральное заглавие.

Говорить о религии напрямую, без суетных подпорок бунтарства и рок-н-ролла, под конец 60-х стало уже не комильфо: новые времена Бога десакрализовали и прямые реминисценции встречали со скепсисом. Так что Бергман с трилогией веры «Вечер шутов» – «Седьмая печать» – «Девичий источник» (1953–1960) на серьёзный разговор поспел, а Тарковский припозднился. После целенаправленного обнуления шансов «Рублёва» информационным каннским показом (в конкурс фестивалей класса А берут только незасвеченные картины, и красные власти решили не подставляться под конфуз вероятной победы гиперрелигиозного кино из атеистической страны) Тарковский чаще довольствовался спецпризами: мол, круто, но неактуально. С Бергманом они друг друга заочно ценили, но встретиться так и не рискнули – возможно, опасаясь личным знакомством спугнуть взаимное почтение.

В те-то годы Андрей Арсеньевич и дал волю неприкрытому эгоцентризму. «Солярис», конечно, был его собственной вселенной: бесконечная пустота с мыслящим божественным океаном внутри, слепками ушедших близких рядом и суетным экипажем поодаль (сдаётся, под надоедливыми Снаутом и Сарториусом он понимал собственную киногруппу, без которой вроде и нельзя, но и с которой на стенку лезть хочется). Фильм вышел холодноватым: все близкие автору люди были живы – потому и потеря своих героем не окрашена личным чувством; только в финале с отцом всё по-настоящему – не случайно игравший его Николай Гринько так похож на Арсения Александровича.

Зато уже в «Зеркале» присутствовала вся родня и её экранные двойники: жена Лариса (соседка с петухом) и актриса в роли жены, родная мать в роли себя и актриса в роли матери (важно, что мать и жену играла одна и та же Маргарита Терехова: явное внешнее сходство Ларисы и Марии Ивановны Вишняковой отмечено многими), отец, читающий за кадром свои стихи, и Олег Янковский в роли отца. Самые дорогие люди и их экранное отражение как проблема киноязыка.

А никого, кроме родни, в его мире и не было –по дневникам видно.

Пустота, неприкаянность, горящий дом и немота ребёнка стали его сквозными темами, повторяясь раз от раза в новом исполнении и подтачивая рефлективный организм. Тарковский съехал ото всего в 83-м андроповском году – ожидая худшего (напрасно: генсек отдушину недовольству как раз приотворил) и найдя в возлюбленной Европе настоящую неприкаянность, пустоту, немоту и ностальгию, герой последнего фильма, «Жертвоприношение», сжигает свой дом сам.

Умер, как и жил: сердитым и отдельным.

Представить его в последующие годы распада и самоотречения невозможно, да и ни к чему.

Даже уехав, он сроду не бранил коммунизм. Культурное начальство крыл на все корки, а от проклятий строю воздерживался.

Чувствовал божественную и очень русскую природу утопии.

Может, и за это его так не любят наши национал-радикалы.

 

Тэги: Дата Денис Горелов Тарковский
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смерть после Победы

    07.05.2025
  • Дух Эльбы. Помнят ли о нём в США?

    25.04.2025
  • И море слушаю, и сушу…

    07.03.2025
  • Мысль, острый луч…

    22.12.2024
  • Девушка с веслом

    06.11.2024
  • Кипучая энергия духа

    217 голосов
  • Неотступающая Юнна

    105 голосов
  • Мифы и смыслы

    90 голосов
  • Покушение на ГОЭЛРО

    67 голосов
  • «Я вынес пути и печали»

    67 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS